18386

Загар по-челябински: ужасы и прелести автопутешествия на Mарс через русскую Финляндию

Погреть пузико на берегах Крыма или в какой-нибудь Турции — это, знаете ли, уже моветон. А как вам идея, провести летний отпуск в Челябинске и его окрестностях? «Дурка» по мне плачет, говорите? Не соглашусь, ведь в «краю суровых мужчин» много любопытных мест, которые очаруют и ужаснут одновременно.
Поделиться
Изображение Загар по-челябински: ужасы и прелести автопутешествия на Mарс через русскую Финляндию

В путешествие по Челябинской области мы отправились на автомобиле Chevrolet Traverse. Новинкой российского рынка это роскошный полноразмерный кроссовер не назвать, однако это нисколько не умоляет его достоинств. Есть ли в нем какие-либо изменения в сравнении с прошлым годом? Нет.

Тогда, спросите вы, какого лешего мы выбрали эту машину? Да просто потому, что она невероятно комфортабельная и проходимая.

А еще, что лично меня подкупило при выборе авто, так это атмосферный V-образный движок, объемом 3,6 литра! Ни какая-то там «2-литровая пачка сока с турбиной» — как у вроде бы даже обязанного быть мускулистым Сhevrolet Camaro — а 6-цилиндровый силовой агрегат, отвечающи' мужским грубым басом при нажатии на педаль газа.

Русская Финляндия с марсианскими пейзажами

Жители Челябинской области называют свои родные места «русской Финляндией», поскольку здесь, как и у наших скандинавских соседей, полным-полно водоёмов (кто не в курсе, Финляндию еще именуют «страной тысячи озёр»). А потому, если вы любитель рыбной ловли, как организовать свой досуг на просторах Челябинска — вы точно придумаете.

Правда, тут следует сделать лирическое отступление и коснуться проблем экологии. Дело в том, что в области полным-полно предприятий, отравляющих окружающую среду. Вот, например, окрестности города Карабаш, впрочем как и сам районный центр, ввергают в уныние. Здесь куда не посмотри, всюду марсианские пейзажи: выжженная земля, на которой не растут даже сорняки, угрюмое низкое небо, разноцветные лужи и водоемы (оранжевые, красные, зеленые, серые, бурые).

А когда в Карабаше начинает накрапывать даже мелкий дождик, в городе будто срабатывает сирена об атаке с воздуха, и даже привычные ко всякой гадости местные жители, бегом прячутся в укрытия. Да и запах в здешних местах чертовски тяжелый. Хорошо, что наш Chevrolet Traverse оснащен климатической установкой с системой рециркуляции и очистки воздуха — атмосфера в салоне явно поприятнее, чем по ту сторону окон.

Экологический апокалипсис

Бытует мнение, что ЮНЕСКО в 1992 году «наградило» Карабаш титулом самого загрязненного города в мире(!), правда, документальных подтверждений на сайте организации этому «не почетному званию» найти не удалось. Но вот что достоверно известно: приказом Минприроды №299 от 25 июня 1996 года, этому городу и прилегающим территориям был присвоен статус «Зона экологического бедствия».

Причиной этого «апокалипсиса» стал медеплавильный комбинат. Дело в том, что при производстве меди из медной руды, которой в изобилии в здешних местах, в атмосферу выбрасывается газ, с производными свинца, серы и мышьяка. Соединяясь с каплями дождя, как не сложно догадаться, образуется гремучая смесь.

А 2010 год (к слову сказать год столетия комбината) матушка-природа наглядно показала, каких дров наломал человек: в конце июня в Карабаше случилась преждевременная осень. Пожухла трава, на всех немногочисленных деревьях пожелтела листва, на местных полях погиб весь урожай.

И хотя после инцидента на заводе провели модернизацию очистных сооружений, сами жители говорят, что дышать им легче не стало. И что, как и раньше, здесь регулярно идут кислотные дожди. В справедливости этих слов мы убедились лично, когда во время дождя черный асфальт стал покрываться какой-то шипящей белой пеной. Жуткое, должен признаться, зрелище.

Увидеть Карабаш, как на ладони, можно поднявшись на облысевшую гору. Причем, местные жители, чтобы приезжие могли воочию увидеть всю остроту экологической проблемы, проложили к вершине автомобильную дорогу.

Подняться сюда на легковушке едва ли получится, а вот наш полноприводный Chevrolet Traverse, оснащенный системой AWD, справился с задачей легко. Селектор выбора режимов трансмиссии перед подъемом мы перевели в положение Off-Road, благодаря чему умная электроника усиливает крутящий момент на тех колесах, которые в данную секунду больше всего в нём нуждаются. Ну а вернувшись на асфальт, для экономии топлива, «шайбу» перевели в исходное положение, тем самым оставив автомобилю монопривод.

И уж коль затронули тему «горючки», то надо заметить, что несмотря на свои 318 «лошадей», автомобиль отнюдь не прожорлив. Судя по данным бортового компьютера нам удалось держать расход на уровне 10 л/ 100 км. Свой вклад в экономию бензина помимо прочего внесли система «Старт/Стоп» и умная 9-ступенчатая трансмиссия.

Теория большого взрыва. Атомного

Полагаю, вы поняли, что удить рыбку в озерах и ручьях, что в окрестностях Карбаша, лучше не стоит. Да и, скорее всего, в тех мертвых водах давным-давно ничего съедобного не водится. Впрочем, как не советую промышлять рыбалкой в окрестностях города Кыштым, который мы тоже посетили.

Ведь именно здесь в сентябре 1957 года на химкомбинате «Маяк», расположенном в закрытом городе Челябинск-40 (ныне это Озерск), случилась первая ядерная катастрофа, не значительно уступающая по силе взрыва лишь Чернобыльской аварии и катастрофе на Фукусиме-1. А уж что касается радиоактивных последствий, то именно Кыштымское ЧП по-прежнему «номер один».

По одной из версий, в подземном бетонном колодце, из-за вышедшей из строя и вовремя не отремонтированной системы охлаждения, рванули высокорадиоактивные отходы. Далее возникла цепная реакция, в результате которой моментально взорвались еще два таких огромных колодца (чтобы понимали масштаб: глубина колодцев 10 метров, а их диаметр 20 метров). Взвесь от взрыва поднялась в воздух и ветром ее разнесло аж за 300 километров.

В итоге, появилась зона отчуждения под названием ВУРС (Восточно-Уральский Радиоактивный След), имеющая размеры 350 на 10 километров. С 1957 года зона обнесена колючей проволокой, которую в лучшем случае снимут лишь через 50 лет, когда закончится период полураспада радиоактивных веществ.

Кыштымский карлик

И хотя говорят, что за пределами ВУРСа радиационный фон в норме, кыштымцы на рыбалку предпочитают ездить в соседние районы. Ведь чем чёрт не шутит, особенно если принять во внимание факт существования Кыштымского карлика Алешеньки. В 1996 году Тамара Просвирина, проживающая в поселке Коалиновый на окраине Кыштыма, обнаружила на кладбище малюсенького человечка, издававшего жалобный писк.

Алешенька вскоре умер, его тельце мумифицировалось и затем у женщины его выкрал местный забулдыга, рассчитывая выгодно продать странное существо…

Алёшенька сделал настоящий переполох в тихом Кыштыме: приезжали уфологи, антопологи, выдвигались разные теории о неземном происхождении человечка. В конечном счете «вещдок» бесследно пропал.

Но российские ученые, проведя анализы ткани, в которую долгое время был завернут Алешенька, определили, что это преждевременно появившийся на свет (на 20—25 неделе беременности) человеческий ребенок с многочисленными отклонениями в развитии. И в окрестностях Кыштыма такие случаи по сей день, увы, не редкость.

Ужасающая красота

Ну что, суров Челябинск и его окрестности? На самом деле, посетить эти места, которые несомненно вас очаруют своей ужасающей красотой, однозначно стоит. Хотя бы для того, чтобы лично увидеть разрушительную силу человека. Ведь за какие-то сто лет, что развивается промышленность на Урале, красивейшие места превращены в полную клоаку, не пригодную для жизни. Но в которой, каким-то чудом, продолжают жить и размножаться люди.

Не думайте только, что вся Челябинская область — это одна огромная промышленная помойка. К счастью, здесь осталось немало мест, где можно насладиться первозданной чистотой природы. Мы побывали на озере Тургояк. Вода здесь чистая и прозрачная, будто в море.

За проблемы экологии взялись настолько серьезно, что с недавних пор на Тургояке власти запретили использование плавсредств, работающих на бензине или дизеле. Но зато, посетив одну из местных баз отдыха, вы сможете поднатореть в парусных видах спорта. Например, научиться управлять яхтой.

Ну или освоить искусство управления каяком. Между прочим, несколько лодок мы привезли на озеро с собой. Буксировка прицепа, весом до 2260 килограммов для Chevrolet Traverse — плёвое дело. Мощности мотора хватает за глаза и наличие или отсутствие «хвоста» никак не отражается на ездовых характеристиках авто. Но не только выдающиеся буксировочные способности демонстрирует «американец».

Ко всему прочему, автомобиль обладает самым большим багажником в своем классе — аж 2 789 литров! Правда, это при условии сложенного третьего ряда сидений, которые входят в любую из двух комплектаций машины. Сколько всего мест на борту? Варьируется от 7 до 8, поскольку по желанию покупателя второй ряд сидений может быть исполнен, как в виде классического трехместного дивана, так и в виде двух роскошных капитанских кресел, с кучей регулировок.

Хотел бы я стать владельцем Chevrolet Traverse? Пожалуй, что да. Автомобиль показался мне безупречным. Богатое оснащение: 12 систем безопасности, в том числе и те, что вмешиваются в управление, помогая предотвратить ДТП; камера кругового обзора; современная мультимедийная система с цветным сенсорным экраном, способная не просто подружиться с вашим смартфоном, а стать его продолжением. А еще тут трехзонный климат-контроль с потолочными дефлекторами обдува…

В общем, такого количества нужных и современных опций в базовом оснащении я не встречал еще ни на одном чистокровном «американце».