29509

«Шелковый путь-2016»: «Большой брат» передал привет Гоби

Портал «АвтоВзгляд» подводит итоги главного гоночного события страны
Главное гоночное событие страны и второе (после Дакара) в мире завершилось в Пекине. Было пройдено более 10 000 километров бездорожья по России, Казахстану и Китаю. Увы, погода преподнесла свои сюрпризы: из-за сильных дождей отменили пару спецучастков в России, из-за штормового предупреждения — в Казахстане и из-за песчаных бурь — в Китае. Недаром для большинства экипажей стояла простая задача — просто дойти до финиша в Пекине.
Изображение «Шелковый путь-2016»: «Большой брат» передал привет Гоби

Главным испытанием ралли стали коварные пески пустыни Гоби: перевороты здесь стали нормой. Да и жара далеко за 40 градусов давала о себе знать. До финиша дошли 71 внедорожник и 23 грузовика. Обидно, но мотозачета на этот раз не было, хотя «мотогонов» можно назвать настоящими героями тысячекилометровых марафонов — им приходится наиболее тяжело. И в отместку организаторам, игнорировавших двухколесную братию, победителем «Шелкового Пути-2016» стал перешедший во внедорожный зачет мотоциклист Сириль Депре из Team Peugeot Total — пятикратный чемпион Дакара в мотозачете.

Долгое время в гонке лидировал его сокомандник, знаменитый 12-кратный чемпион Дакара Стефан Петрансель, но после переворота на казахском этапе сдал позиции. Одгако, механики команды за ночь восстановили автомобиль, Петрансель снова вышел в лидеры и пришел на финиш 15-м в абсолютном зачете. Третий пилот французской команды, только недавно перешедший в ралли-рейды классический раллист Себастьян Леб, долгое время держал вторую позицию в «абсолюте», но в результате уступил саудовцу Язиду Аль-Раджи на MINI. А третьим стал знаменитый российский экипаж Владимира Васильева и Константина Жильцова. Недаром последний заявлял в начале этого года, что «ШП» скоро станет популярнее Дакара.

В грузовой категории «золото» и «серебро» поделила команда «КАМАЗ-Мастер». На первом месте экипаж Айрата Мардеева. На втором — Дмитрия Сотникова. «Бронзу» взял Ван ден Бринк на Renault, который весь «ШП» составлял конкуренцию камазистам. Несмотря на лидерство в начале гонки, белорусский «МАЗ-Спорт» пришел на финиш шестым.

Интересная ситуация наблюдалась в категории серийных внедорожников Т2 «Production». Это обычные стоковые машины, оборудованные лишь каркасом безопасности и специальной навигацией. Можно сказать, что это самая сложная категории в мире ралли-рейдов. В ней призовые места заняли экипажи на Toyota. Первое — команда Astana Motorsport на Toyota Land Cruiser Prado. Второе — заводская Toyota Autobody на Toyota VDJ 200. Кстати, 27% экипажей гонки, и 71% класса «Production» были на автомобилях этой марки.

Единственный женский экипаж ралли-марафона Татьяны Елисеевой и Елены Правдиной из «ГАЗ Рейд Спорт», не оправдал прогнозы скептиков и на отечественном «Соболе 4×4» дошел до Пекина. В Гоби девушки «встали на бок», но смогли вернуть аппарат на колеса и продолжить гонку. Также до финиша дошел второй экипаж команды — Вячеслава Субботина и Евгения Павлова на «Газели NEXT». Это первый опыт отечественной заводской команды в международном зачете, и он оказался далеко не комом.

«ШП-2016» стал настоящим испытанием для команд и техники, и для многих участников стояла простая задача — дойти! Спать приходилось максимум по 2−3 часа. Многие вообще не спали. Здесь свою роль сыграло специфическое гостеприимство китайской стороны, когда гоночный поток шел караваном под надзором китайских спецслужб. В результате на заправках выстраивались гигантские километровые очереди — машины в хвосте не могли заправиться, потому что некуда было двигаться тем, кто уже заправился. Плюс к этому отсутствие нормального интернета, а то и питания на некоторых стоянках. Посему маршрут «Москва-Пекин» оказался серьезным испытанием не только для спортсменов, но и для экипажей асистанса и журналистов.

Подводя своеобразные итоги можно сказать, что объединение «ШП» и этапа Чемпионата России стало не лучшей идеей. Если бы не разделение, то все участники из небогатых команд по-честному вваливали бы в едином темпе весь маршрут гонки. На практике же получилось, что те, кто ехал до Алматы, вваливали по полной, а те, кто до Пекина вынуждены были беречь машины. То есть изначально не стремиться к призовым местам — лишь бы добраться до финиша. И осторожность оправдывала себя: по словам гонщиков, был большой соблазн «надавить на тапку» и побиться за призовые места, но постоянно приходилось себя одергивать. Тем не менее, пески Китая стали серьезной тренировкой для начинающих россиян: астраханские барханы «Большой Брат» и «Африка» в рамках ЧР оказались детским лепетом по сравнению с Гоби. Так что остается надеяться, что маршрут «Москва-Пекин» прочно войдет в календарь ралли-рейдов.