14347

Почему велосипедисты все чаще попадают под колеса

Автовладельцы-недоумки, не знающие ПДД, продолжают сбивать велосипедистов
Ох уж мне эти дорожные войны! «Самые мирные войны на свете», как позиционирует их одна популярная телепередача. Вот и очередное «боестолкновение» зафиксировано на фронтах: в Youtube выложен коротенький сюжет о «незапланированном контакте» легковушки и велосипедиста, который оказался увековечен для истории благодаря видеорегистратору, закрепленному на шлеме байкера.
Изображение Почему велосипедисты все чаще попадают под колеса

Автор этих строк тоже частенько является участником дорожного движения в рядах «мелкой кавалерии» – велосипедистов, а потому данная «зарисовка с натуры» зацепила внимание. Не столько даже самими обстоятельствами ДТП, а прозвучавшим после него диалогом участников.

Автовладельцы-недоумки, не знающие ПДД, продолжают сбивать велосипедистов.

«Картинка» с «места боя»: город Новосибирск, по одной из широких магистралей едет – как и положено, недалеко от правого края проезжей части – велосипедист. Скорость вполне приличная, впереди перекресток, однако светофор благосклонно светит зеленым глазом, так что парень даже притормаживать не пытается. Внезапно водитель легковой Honda, стоявший до того на встречной полосе в левом крайнем ряду, трогается с места и начинает поворот налево, пересекая путь байкера. Далее – «краш-тест» и его последствия. Велосипед валяется на дороге, сам «всадник» с оханьем поднимается на ноги: судя по всему, велошлем на голове сохранил-таки здоровье любителю покататься на «двухколеске». Зато у «японца»-универсала разбито заднее правое стекло. Водитель выходит и... Начинается растянувшийся на несколько минут диалог «сторон» – явно не пригодный для воспроизведения в СМИ из-за обилия «сверхкомплектных» слов.

Тем, кто видит все это на экране компьютера, вроде бы все должно быть ясно: водитель иномарки не прав. Однако заслуживают особенного внимания реплики «противоборствующих сторон». Привожу их здесь в «адаптированном» виде.

– Я ведь по главной дороге еду на зеленый свет, куда же ты поворачиваешь?

– А ты зачем вообще ездишь там, где машины ездят?

– Я же велосипедист. Я – транспортное средство!

– Да какое ты, …, транспортное средство?! Ты – на велосипеде. Поэтому езди вон там, где люди ходят (показывает на тротуар). Вот выделят вам полосу для велосипедов, тогда будешь ездить по ней, а пока – вон, по тротуару.

В разговор вмешивается одна из свидетельниц дорожного происшествия: «Вы же чуть человека не убили! Почему вы не пропустили велосипедиста, прежде, чем начать поворот?»

«Что же я должен велосипедистов пропускать?!?»

Очень-очень мило. И очень-очень грустно. Потому, что такие вот, как этот новосибирский «хондовладелец», водители на наших улицах-дорогах отнюдь не редкость.

В их мозгах почему-то стерлись целые разделы из действующих ПДД, относящиеся к взаимоотношениям авто и вело. А взамен укрепился этакий снобистский взгляд на «мелкую кавалерию». Мол, это участники дорожного движения даже не второго, а третьего сорта. Тихоходы, которые только мешаются под колесами настоящих автомобилистов и уж во всяком случае в любой ситуации просто обязаны уступить дорогу ее истинным «хозяевам» – свернуть на обочину, на тротуар, затормозить, пропустить... А лучше всего – вообще дематериализоваться!

Сколько раз в моей собственной велопрактике приходилось играть в подобные «игры», навязанные автомобилистами! Обгоняет тебя такой «ас» впритирку, и тут же, чуть ли не в паре метров перед передним колесом байка, преспокойно берет правее – то есть фактически подрезает! И в подобном случае речь идет зачастую вовсе не о злодействе шоферском, а об искреннем убеждении, что этот, «на педальном ходу» вмиг сбавит скорость, остановится... Свернуть направо перед самым твоим носом – тоже не «криминал»: мне же на моей легковушке надо, а ты тут мешаешься!

Конечно, свою роль в именно таком распределении ролей играет и «весовая категория». По сравнению с сидящим в салоне «бензиномотора» автомобилистом, велосипедист оказывается совершенно не защищен и очень уязвим даже при самом легком столкновении. Подобная же разница «в весе» – только уже не в пользу владельцев четырехколесных средств передвижения – могла бы возникнуть, если бы по нашим трассам начали бы разъезжать танки. Однако такая бронированная техника по улицам и проспектам просто так, обыденкой, не движется. И иногда, после встречи с очередным водителем-невежей, мне даже досадно бывает по этому поводу: эх, танка на тебя нет, он бы научил правилам хорошего тона на дороге!