В последнее время слово «автоподбор» звучит едва ли не чаще, чем «Авито». Причина проста: найти «живое» авто с пробегом нынче стало задачей не легче, чем вырастить трюфель на балконе. И на этом фоне начали множиться те, кто обещает помочь. Только выясняется, что у большинства «экспертов» опыт ограничивается курсами от блогеров и покупкой толщиномера на маркетплейсе.
— Задайте подборщику один вопрос: «где вы работали до этого», — дает рекомендации эксперт по подбору премиальных автомобилей Елена Яницкая. — Человек, прошедший школу официального дилера — «Рольфа», «Авилона», «АвтоСпецЦентра» — виден сразу. Мало того: за ним тянется шлейф знакомств, рекомендаций и сотен закрытых сделок. Такой не станет советовать к покупке машину, которую побоялся бы поставить себе в гараж...
— Но и опыт — далеко не все, важно внимание к деталям, — развивает тему автоподборщик и эксперт сервиса «Автокод» Игорь Шагапов, пересмотревший за свою карьеру тысячи машин — и знающий, как звучат тревожные сигналы. По его словам, хороший специалист видит подвохи уже на этапе просмотра фотографий лота. Если, скажем, на дворе июнь, а на фото — осень, это уже должно насторожить. Почему так долго не продали? Или, например, колпаки — новенькие, а диски — штампованные и кривые, что тоже дает повод задуматься. И подборщик такие нюансы считывает моментально.

— Быть автоподборщиком — большая ответственность, — говорит г-н Шагапов. — Нужно не просто знать технические особенности совершенно разных марок и моделей машин, всех годов выпуска и производителей, но и понимать их слабые места, подводные камни и рыночную историю. А еще уметь отличать «перекупа» от честного продавца...
Проверку опытные автоподборщики начинают с владельцев выставленных на продажу транспортных средств. Сначала проверяют VIN по базам ГИБДД, «Автокода», «Автотеки», CarVertical (сайт для проверки машин, которые везут из-за границы). Уже по полученным от этих ресурсов данным можно определить факт скрутки пробега, участие в ДТП или лизинговое прошлое ТС.
— Инструменты? Без них никуда, — продолжает Шагапов. — Толщиномер, сканер, компрессометр, эндоскоп — все должно быть. Но и этого мало, если у тебя нет мозгов, опыта и связей с дилерами, особенно «серыми», ведь один, как говорится, в поле не воин. И критично важно внимание к мелочам.

Если пробег якобы 100 000, а руль затерт, педаль лысая, водительское сиденье продавлено, понятно, что настоящие цифры далеко за 200, а то и 250 тысяч км пробега. Эта машина может поехать на эвакуаторе раньше, чем доехать до дачи", —продолжает мастер.
По его словам, цена услуг — не показатель успеха. Да, подбор может стоить от 5000 до 30 000 рублей в зависимости от региона, бюджета и задач. Но это не переплата. Лучше потратиться на профессионала, чем потом отбиваться от судебных приставов из-за скрытого залога. В завершение Игорь Шагапов делится практическим советом:
— Выбирая подборщика, поспрашивайте у знакомых, загляните в реестр «Союза профессионалов авторынка» — там живые контакты специалистов со всей России. Это лучше, чем просто верить рекламе. Ну и главный принцип: не верьте тем, кто обещает «идеал за 3 дня». Если вам говорят, что подберут «лучшую машину города» за выходные — бегите. Это как с врачами: настоящий хирург не обещает, что не будет шрама. Он гарантирует, что сделает по уму...