Stridsvagn 122 можно считать более продвинутой модификацией немецкого основного танка Leopard 2A5. Причем настолько крутой, что однажды телеканал Discovery назвал «скандинава» лучшим тяжелым танком всех времен. Понятно, что подобные титулы и звания могут вызывать только смех у человека, хотя бы более-менее разбирающегося в армейской технике. Но, как говорится, тем не менее.
Собственно, сам факт выхода из строя «лучшего танка» еще до момента его вступления в бой красочней некуда демонстрирует истинную ценность подобных «рейтингов». Что, впрочем, не отрицает того факта, что Strv 122А (Stridsvagn 122 типа «А») — действительно интересная с технической точки зрения боевая машина.
Шведы решили, что немецкая броня недостаточно надежно защищает экипаж. И разработали собственный комплект дополнительной защиты «исходника». В его основе — навесные блоки пассивной многослойной брони. Каждая из них представляет собой «сэндвич» из двух пластин с заключенным между ними специальным керамическим наполнителем.

В его роли может выступать, например, широко известный корунд — спеченный массив кристаллов оксида алюминия. Который применяется, в том числе, в качестве материала для точильных камней. Основная задача многослойной брони подобного типа — расфокусировка и «гашение» струи кумулятивного боеприпаса. В этом амплуа «керамика» работает отлично.
Эффективность десятисантиметрового слоя корунда не ниже, чем у двадцати сантиметров гомогенной стали. Против «ломов» из вольфрама или обедненного урана подкалиберных бронебойных боеприпасов керамические «сэндвичи» не столь эффективны как против кумулятивной струи. Но хоть какую дополнительную защиту и в этом случае обеспечивают.
Такими вот «бутербродами» шведы обвесили свой вариант Leopard 2: на передней части — потолще, по бокам — потоньше. Кроме того, изнутри корпус «шведа» отделали специальными матами из волокнистого материала. Он защищает экипаж и оборудование боевой машины от вторичных осколков — в случае пробития внешней брони.
Дополнительная защита дала существенную прибавку к весу танка. Он увеличился с исходных 55 тонн (что уже не мало) аж до 62 тонн. В связи с чем разработчикам пришлось усиливать ходовую. В итоге аппарат получил более мощные чем у Leopard 2 тормозные механизмы, торсионы увеличенного диаметра и более энергоемкие амортизаторы.

Их позаимствовали у немецкой 55-тонной артиллерийской самоходной установке PzH 2000. Упругим элементам подвески этой САУ приходится выдерживать не только ее собственный вес, но и принимать энергию отдачи при выстрелах гаубицы.
Оружие танку оставили прежнее — стандартную гладкоствольную 120-мм пушку Rheinmetall L44 и пару пулеметов калибра 7,62 мм: один спарен с орудием, а второй устанавливается на крыше башни. Зато системы управления огнем и наблюдения здесь более продвинуты, чем у Leopard 2A5.
Strv 122А оснащен ИК-прицелом второго поколения, лазерным дальномером, двухплоскостным стабилизатором пушки, бортовым компьютером, различающим более десятка разновидностей боеприпасов и прочими электронными «штучками».
Шведские танки на Украине легко опознаются по камуфляжной «накидке» Barracuda. Она поглощает инфракрасное излучение и почти «не отсвечивает» на экранах радаров. То есть с ней машина становится менее заметной не только для человеческого глаза. Что не помешало какому-то российскому расчету операторов ударных дронов обездвижить, а затем и вовсе вывести из строя шведский «чудо-танк».

Заметим, что для российских оборонщиков знакомство с особенностями конструкции и дополнительного бронирования Strv 122А вряд ли станет каким-то откровением. Его системы вооружения, управления огнем и наблюдения наверняка уже попадали в руки отечественных специалистов ранее с немецких «Леопардах» и прочих натовских боевых машин.
А «керамика» в навесной броне заинтересует их, видимо, лишь с точки зрения «расширения кругозора». Дело в том, что технологии применения корунда в качестве защиты от бронебойных боеприпасов в СССР освоили еще в 1960-х! В частности, танк Т-64А был первым отечественным серийным бронеобъектом с элементами керамической защиты. В толще лобовой части брони его литой башни располагались шары из корунда — чтобы противостоять кумулятивным боеприпасам.
Иными словами, «маскирующие покровы» для бронетехники мы и сами неплохо умеем делать. Серийно выпускаемый отечественной промышленностью образец так и называется — «Накидка»...
То есть нам Stridsvagn 122А интересен, по большей части, лишь как трофей как таковой. Тем более, что у укронацистов боевых машин этого типа изначально имелось всего около десятка.