42528

Кто и зачем «топит» Volkswagen

Власти разных стран поразительно дружно раскручивают фольксвагеновский «дизельгейт»
«Дизельный скандал» вокруг моторов Volkswagen обрастает все новыми последствиями. Получившая огласку история с выбросами фольксвагеновского двухлитрового дизеля EA189 мгновенно стала мировой сенсацией и наводит на любопытные размышления.
Изображение Кто и зачем «топит» Volkswagen

Неделю назад власти США обвинили Volkswagen Group в том, что программа управления этого мотора «выключала контроль выбросов в атмосферу и очистительную систему при обычной езде и включало, когда происходила проверка состава выхлопа». На американском рынке с 2009 по 2015 годы VW продал порядка 500 000 машин с этим мотором. За это власти США могут выставить немцам $18 млрд. в качестве штрафа. Скандал с хитроумным ПО полыхнул так, что сейчас его расследованием, помимо США, занимаются в странах Евросоюза, Швейцарии, Великобритании, в Азии. Даже российский Роспотребнадзор послал в штаб-квартиру Volkswagen Group вопросительную бумагу.

Шутка сказать: концерн признал, что продал по всему миру более 11 млн. машин, оснащенных злополучными дизелаями – как легковушек, так и легких коммерческих авто под брендами Volkswagen, Skoda, Audi. Весь мир в один момент ополчился на VW, порицая за экологический обман, хотя на самом деле тут «рыльце в пушку» буквально у каждого автопроизводителя. Доказательства тому регулярно публикует Международный совет по чистому транспорту (International Council on Clean Transportation, ICCT).

По его данным, в странах ЕС, например, разница между заявляемым автопроизводителями уровнем выбросов CO2 и реальным, к 2014 году составил 38%. То есть на сертификационных испытаниях двигатели новых машин выбрасывают на 38% меньше углекислоты, чем в повседневной жизни. Для справки, в 2001 году этот же разрыв составлял всего 8%. Любопытные данные есть и касательно выбросов окислов азота – NОx. Именно дизеля – основные поставщики этой гадости. Так вот, в реальной эксплуатации, а не в условиях лабораторных тестов при прохождении сертификации, среднестатистический европейский дизель выбрасывает в семь раз больше NОx, чем положено по нормам «Евро-6» – 560 мг/км против 80 мг/км!

Подобное стало возможным, по мнению ICCT, благодаря правилам проведения сертификационных испытаний. В их процессе отключаются кондиционер и мультимедийные системы, которые в реальной жизни работают почти постоянно и «жрут» изрядное количество дополнительных литров топлива на каждую сотню километров пробега. С другой стороны, отмечает ICCT, массовое внедрение энергосберегающих технологий, таких как «стоп-старт» (а эта система, между прочим, в прямом смысле убивает водителей) и гибридных силовых агрегатов, дает основной прирост экономии не в реальной жизни, а именно в ходе сертификационных испытаний. Тут даже не нужно мухлевать с «левым» программным обеспечением, и так можно отличные показатели «экологии» в официальные технические характеристики автомобиля вписывать.

Превышение содержания CO2 и NОx в выхлопных газах объясняется просто: в реальных условиях моторы банально потребляют больше топлива, чем в стерильных условиях испытательного стенда. ICCT подсчитал, что за разницу между реальным и декларируемым потреблением топлива среднестатистический европейский владелец легковушки переплачивает, в среднем, по 450 евро в год. Напомню, что это исследование касается абсолютно всех моделей и марок европейских машин, а не только злосчастного Volkswagen. Наивно было бы верить, будто по другую сторону Атлантики, в США, манеры автопроизводителей радикально иные. С циферками декларируемых и реальных уровней выбросов вредных веществ и расхода топлива там тоже умеют «работать».

Достаточно вспомнить скандальчик вокруг некоторых моделей Hyundai и KIA для американского рынка. Тамошнее Агентство по защите окружающей среды (Environmental Protection Agency, EPA) выявило, что порядка 1 млн. корейских машин модельных рядов 2011-2013 годов потребляли в смешанном цикле не 5,88 л/100км, а 6,18-6.35 л/100км. Да, корейцы в общей сложности выплатят что-то около $800 млн. в качестве компенсации, а акции концерна тогда упали на бирже примерно на 7%. А теперь сравним, что произошло с VW. Акции подешевели разом на треть, штрафные санкции, без учета возможных в последствии частных исков, уже оцениваются не менее чем в $18 млрд. в пользу властей США. Европейские чиновники тоже постараются урвать свой штрафной «кусок фольксвагена»: Бельгия уже хочет отсудить у гиганта по 200 000 евро за каждый день нарушения экологического законодательства.

С другой стороны, Европейский центральный банк временно запретил покупку ценных бумаг концерна Volkswagen, обеспечением для которых являются кредиты, выданные покупателям автомобилей VW. Столь массировнную и, как порой начинает казаться, скоординированную атаку на один транснациональный концерн со стороны госорганов всей Европы, США и Азии припомнить сложно. Выражаясь в терминах российского черного PR, складывается впечатление, что Volkswagen Group кто-то «заказал»...

Выдвигать подобные конспирологические версии, тем более мирового масштаба, дело хотя и увлекательное, но неблагодарное. Однако к подобным гипотезам придется прислушаться, если госструктуры «пострадавших стран» в конце концов сумеют разорить Volkswagen Group судебными исками. После этого конкурентам-автопроизводителям будет проще поглотить по ускам активы немецкого концерна. Одна сейчас надежда у VW на выживание: правительство родной Германии, которое может прикрыть и подставить финансовое «плечо» концерну, который, в отличие от конкурентов, позволил поймать себя «за руку» на экологическом мухлеже.