131119

Кого обманула компания Renault — российских автовладельцев или саму себя

Кто имеет дело с французами, имеет дело с дьяволом
Повальное бегство мировых автомобильных брендов из России формально бегством не было — почти все производители старались хоть как-то соблюсти приличия, не объявляя официально о полном уходе из страны. Но были и такие, кто пошел на разрыв отношений, и в их числе оказался самый «родной» нам бренд Renault. Как французская марка «кинула» своих российских партнеров, разбирался портал «АвтоВзгляд».
Поделиться
Изображение Кого обманула компания Renault — российских автовладельцев или саму себя

По итогам восьми месяцев 2022 года российский авторынок рухнул по сравнению с тем же периодом прошлого года на 60,7%. За все это время было продано немногим более 400 тысяч легковых автомобилей. Для 140-миллионной страны это количество настолько мизерно, что вызывает шок.

Впрочем, другого результата ожидать было сложно — еще весной остановили свою работу почти все заводы иностранных брендов, мировые автопроизводители прекратили официальные поставки своей продукции. Стоит добавить, что нормальная работа отрасли вряд ли восстановится в обозримом будущем хотя бы и частично. В настоящее же время дилеры спасаются от немедленного банкротства тем, что продают оставшиеся на складах авто по явно завышенным ценам. При этом большинство марок все еще пытается сохранить лицо и не объявляет о своем уходе с российского рынка, предпочитая говорить о приостановке производства, вызванной логистическими сложностями.

Однако есть среди них и исключения. Демонстративно покинул Россию американский «Дженерал моторс», что совершенно не удивительно — во-первых, это американская компания, а во-вторых их продажи здесь были невелики. Второй западной маркой, решившейся на столь кардинальный шаг, оказалась Renault. А вот это как раз очень удивительно.

Французы активнее других осваивали наш рынок — им принадлежали московский завод «Автофрамос», а также 67,7% акций гиганта отечественной индустрии АВТОВАЗа. Так глубоко в России не «погряз» ни один автоконцерн. Тем не менее, именно с этой стороны мы неожиданно получили болезненный пинок. Конечно, надо было думать раньше, с чем садишься за стол. Еще 700 с лишним лет назад римский пара Бонифаций VIII уверял: «Нужно быть очень осторожным, если имеешь дело с французами. Ибо тот, кто имеет дело с французами, имеет дело с дьяволом».

Фото mos.ru

Правда, на этот раз дьявол порядком подгадил и сам себе. Renault потеряла рынок, который в 1,7 раза превосходил по объемам продаж ее домашний французский. Если в 2021 году там было реализовано 268 951 автомобилей, то здесь с учетом продукции АВТОВАЗа — 482 266, а без учета — 131 552 машины. По данным агентства Reuters, в результате ухода группы с нашего рынка ее мировые продажи упали на 30%.

Но это, в общем-то проблемы Renault — кто за что боролся. Скажем, другие представители крупного французского бизнеса сидят на пятой точке ровно и никуда не бегут, вполне справляясь с давлением политиков — не прекратили деятельность в России такие компании как «Ашан», «Данон», «Леруа Мерлен» и «Декатлон». Глава Союза французских предпринимателей Жоффруа Ру де Безье заявил телеканалу BFMTV: «Наша ответственность как работодателя — поддержать наших сотрудников и российских граждан».

Руководство Renault решило иначе. Оно передало столичный завод московскому правительству, а долю в АВТОВАЗе — предприятию НАМИ в рамках так называемой сделки за рубль. Таким образом, компания сохранила для себя возможность вернуться в течение шести лет на российский рынок, компенсировав инвестиционные затраты новых «временных» владельцев.

Французы так же обещали продолжить поставлять крупные кузовные детали, двигатели и коробки передач для сервисных работ, как заявил председатель совета директоров «БН-Моторс» Алексей Подщеколдин. Пусть не напрямую, а через третьи страны, но обещали. Глава Минпромторга РФ Денис Мантуров добавил к этому, что Renault будет способствовать поставке своих комплектующих для АВТОВАЗа, а сам завод продолжит выпуск автомобилей на платформе, которая разрабатывалась совместно с французами. 'Основным условием является то, что компания Renault будет прикладывать максимальные усилия для того, чтобы способствовать поставке комплектующих из других стран — дружественных и готовых к производству и поставке данной продукции, сохранять возможность использовать платформу, которая разрабатывалась компанией Renault совместно с инженерами АВТОВАЗа, — приводил ТАСС слова Мантурова.

Фото Renault.

Очевидно, что никакие двигатели и машинокомплекты в Россию не поставляются. Соответственно, все упования на выпуск популярного кроссовера Duster, которые еще теплились летом, можно смело хоронить. Да и с выпуском модельного ряда собственно «Лады», который критически зависит от поставок французского «партнера», все идет наперекосяк. В интервью РБК президент АВТОВАЗа Максим Соколов высказался весьма откровенно: «Около 1500 компонентов из в среднем 4500 тысяч компонентов, из которых состоит автомобиль, являются пока еще не импортозамещенными. Практически каждый день мы получаем тот или иной сигнал или вызов о прекращении поставок того или иного компонента».

Рано или поздно экономическое сотрудничестве с Западом восстановится. И тогда встанет вопрос — как расценивать поведение функционеров Renault в целом и выполнение данных им обещаний в частности. Есть слабая надежда на то, что к тому времени в российском руководстве не останется тех, что с обожанием смотрит на европейского «белого хозяина» и прощает ему все совершенные пакости.