8008

Теория заговора: что на самом деле стоит за предложением повысить ставки утильсбора

Разбираемся, ради чего заварили кашу по изменению правил взимания «утиля»

Предложение Минпромторга РФ о видоизменении процедуры расчета утилизационного сбора уже вошло в историю: на данный момент — это самый «заминусованный» проект, «палец вниз» под которым после его публикации на портале правовой информации поставили семьдесят тысяч раз. «Лайкнули» — около пятисот. Отношение к предложению — понятно, разъяснения не требуется. Однако встает вопрос: кто же те пятьсот граждан и зачем понадобилась эта чудовищная для нашего многострадального авторынка инициатива? Подробности — на портале «АвтоВзгляд».

Поделиться
Изображение Теория заговора: что на самом деле стоит за предложением повысить ставки утильсбора

Текущий 2025-й год даже по прошествии неполных девяти месяцев надолго запомнится автомобилистам чудовищными инициативами в автомобильной сфере: сначала ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД) решила исправить ситуацию с продажами новых ТС с помощью населения, предложив ввести «налог на бедных».

А потом и чиновники, с нескрываемым участием бизнеса, проявили инициативу — задумав подкорректировать правила взимания утилизационного сбора, который и утилизационным-то никогда не был. Мол, а давайте-ка еще подрежем «пирог» сбоку, чтобы пригнать автомобиль из-за рубежа было совсем уж тяжело и накладно: свыше 160 л.с. — платим полные коммерческие пошлины. Семьи? Дети? Это другое, не путайте мягкое с теплым!

— Повышение утильсбора затронет большую часть импортного рынка новых и подержанных машин — это автомобили с ДВС мощностью выше 160 л.с., а также электрокары и гибриды от 58,84 кВт, — говорит генеральный директор компании «Панавто» Наталья Митяева. — И новые правила действительно могут привести к подорожанию популярных моделей сразу на несколько миллионов рублей. Для потребителя это означает, что в премиум-сегменте выбор может стать ограниченнее, а сама покупка вырасти в стоимости. В бюджетном сегменте сохранятся более доступные предложения, но и здесь будет заметен ощутимый рост цен на подержанные автомобили из-за границы...

Фото: avtovzglyad.ru
Фото: avtovzglyad.ru

В результате инициатива получила невиданный доселе шквал всенародного гнева и пока не прошла в действующее законодательное поле: уже и депутаты Госдумы аккуратненько высказались против, и пресса с экспертами. Да и простолюдины свою волю изъявили в полном и достаточном объеме.

Пойдут ли чиновники дальше? Будут ли «гайку затягивать» и продавливать непродавливаемое, повинуюсь воле отечественных автопроизводителей, подкрепленной крайне толковыми лоббистами? А вот совершенно непонятно, честно говоря. Потому что закрадывается порой мыслишка, что «дело было не в бобине»: никто и не собирался ничего вводить и изменять, а причина вброса соответствующей инфы кроется в попытках решения совсем другой задачи.

И в этой связи очень интересно, что к инициативе, грозящей полностью развалить отечественный авторынок и перевести всю страну в режим эксплуатации автомобиля, хлестко названный «кубинским», подключились некоторые дилеры — те, кому подобное нововведение не выгодно совсем.

Их бизнес, барражирующий на грани провала, с чудовищными, доходящими до нескольких миллиардов рублей убытков, «успехами» в 2025-м году и вовсе сляжет: ни в отдел сбыта, ни на ремонт попросту никто не приедет. Однако боссы автопродавцов браво продемонстрировали лояльность: поддерживаем. Зачем?

Вполне вероятно, что задача у этого законодательного вброса была намного проще: активизировать осенний спрос на транспортные средства, который в силу незначительного снижения ставки рефинансирования ожил, но оказался далек от ожиданий. А денежки-то тают, остро необходимо организовать оперативный приток покупателя.

Тем временем, на складах и парковках автокупцов хранятся сотни тысяч новых машин, некоторые из которых выпустили еще в 2023-м году. Они — чистые издержки на данный момент, покупателя нет и не предвидится, а вот содержание стока и взятые кредиты оплачивать надо. Автопроизводители отечественные — в аналогичном положении, их «закрома» тоже переполнены. Что делать?

Фото: avtovzglyad.ru
Фото: avtovzglyad.ru

Напугать людей повышением, стимулировать покупать сейчас, ведь завтра будет дороже, тем самым немного поправив дела сегодня. То, что будет завтра, уже никого не интересует — многие из действующих лиц такими далекими перспективами не мыслят: им бы день простоять, да ночь продержаться. И в таком случае, будем откровенны, подобная «инициатива» может сработать. Чего там, уже работает.

— Пока рынок ожидает финального решения правительства, спрос повышается: многие понимают, что после 1 ноября машина может сильно подорожать, и берут ее сейчас, — соглашается г-жа Митяева. — В долгосрочной же перспективе покупатели будут искать оптимальные по цене решения. Например, больше интересоваться брендами с локализованным в России производством и автомобилями с меньшей мощностью...

Конечно, на сегодняшний день — это самая настоящая и даже ничем не прикрытая «теория заговора». Однако до 1 ноября остался всего лишь месяц, страсти не утихают, а народ в автосалоны потихоньку пошел — подорожает, надо брать, не откладывая. Очень похоже, что ближе к истечению установленного срока случится классическое «Галя, у нас отмена». И тогда волки будут сыты, и народ — выдохнет, возгордившись своей победой. Выгодная же сделка, не так ли?