100346

Почему с сентября без взяток на «права» уже не сдашь

Новые правила экзаменов в ГИБДД спровоцируют всплеск коррупции
Вступающий в силу в сентябре регламент экзаменов на получение «прав» изобилует нестыковками и «ловушками» для будущего водителя. Благодаря им инспектор-экзаменатор при желании сможет «завалить» любого кандидата. В этом убедился корреспондент портала «АвтоВзгляд», побывав на демонстрации «экзаменов по-новому» в одной из столичных автошкол.
Поделиться
Изображение Почему с сентября без взяток на «права» уже не сдашь

«Межрегиональная ассоциация автошкол» (МААШ) продемонстрировала журналистам, как после 1 сентября 2016 года будут проходить экзамены на получение водительского удостоверения для управления мотоциклом и легковушкой. Ни один из потенциальных кандидатов в водители, по большому счету, не справился с испытанием на «площадке», размеченной согласно вот-вот вступящим в силу правилам. Административный регламент по приему экзаменов на получение «прав» вступает в силу с 1 сентября 2016 года, однако уже сейчас представители российских автошкол бьют тревогу, опасаясь всплеска взяточничества среди сотрудников экзаменационных подразделений ГИБДД. Суть в том, что этот документ, который МВД разрабатывало аж два года, вышел на редкость коррупционноемким.

Особенно много претензий к описываемым в нем правилам экзамена на «площадке». Например, согласно регламенту, все упражнения соискатель тут должен выполнять на время. Однако нигде в документе не сказано, а в какой именно момент должен начинаться его отсчет? Когда машина тронулась с места? Или когда испытуемый только подошел к ней и прикоснулся к ручке двери? А может, когда сел в водительское кресло? То есть инспектор имеет право включить секундомер в любой удобный для себя момент. Если вспомнить, что на каждое из упражнений на площадке при экзамене на категорию «В» отводится всего две минуты, становится ясно: «срезать» таким образом можно абсолютно любого.

Не менее «определенно» выглядит требование регламента к кандидатам в водители не отклоняться от прописанной в нем траектории движения при выполнении упражнения. В документе они выглядят как нарисованные от руки дуги и кривые – по большей части без какой-либо точной (в метрах и угловых градусах) привязки к границам участка, где происходит упражнение. То есть, опять таки, предполагается, что степень отклонения у каждого соискателя прав будет определять исключительно сам инспектор с помощью «точнейшего» метода – на глазок. Естественно, что даже полный идиот в состоянии привязать «точность траектории» к количеству денежных знаков, потраченных дальновидным кандидатом в водители на пополнение бумажника экзаменатора.

Доходит до откровенных ляпов. По регламенту, сдача на «права» для управления трициклом уже с сентября должна будет проходить по программе для легковушек (категория «В»). То есть, включать «параллельную парковку» и «заезд в бокс». И это при том, что у многих «трайков» конструктивно не предусмотрена задняя передача – как у всех мотоциклов. Упомянув «всуе» мотоциклы, нельзя не отметить, что выполнить целый ряд обязательных для получения водительского удостоверения категории «А» упражнений можно лишь на небольшой и легкой машине.

Оказывается, расстояния между конусами-препятствиями для выполнения, например «змейки», регламент устанавливает такие, что на тяжелом байке типа «круизера» или чоппера выполнить ее невозможно физически – по крайней мере, ни один профессиональный и титулованный мотоспортсмен России пока такое изобразить не смог. Поэтому сдавать экзамен на категорию «А» будущим байкерам придется не на тех машинах, на которых учились, а на простеньких легких мотоциклах, предоставленных мотошколами.

Корреспондент портала «АвтоВзгляд» лично наблюдал, как нынешний выпускник мотошколы легко и непринужденной прошел на таком «мотошкольном» мотоцикле упражнение «скоростное маневрирование», но провалился на том, что слишком долго «искал нейтраль» – это положено сделать на финише упражнения – потратив на эти манипуляции семь лишних секунд. Есть и прямые нестыковки между официальными схемами экзаменационных упражнений и поясняющим текстом к ним. Самый яркий пример – с «параллельной парковкой». Текст требует от кандидата просто взять и задом запарковаться в «карман» у тротуара. А на схеме указано, что он сначала должен проехать мимо «парковочного кармана», остановиться, и только потом, сдавая назад , припарковаться. И уложиться нужно будет во все те же две минуты. Чем не потенциальная «кормушка»?

Кстати говоря, в ходе демонстрационной «сдачи на права» девушка выполнила парковку «по тексту», а не «по картинке». То есть, фактически, «завалила» экзамен. Из регламента исчезло право испытуемого на ознакомление с экзаменационным маршрутом по площадке. Уверяем, без этого, впервые оказавшись перед асфальтовым полем, утыканным оранжевыми пластиковыми «огурцами», вы просто банально не поймете куда вам нужно и что вам там нужно. По крайней мере, автор этих строк (20 лет водительского стажа) только пару раз проследив за траекторией машины инструктора примерно понял куда и где на этой площадке следует заруливать.

Президент Межрегиональной ассоциации автошкол Татьяна Шутылева считает, что проблема сейчас не только в перечисленных недочетах, хотя их в регламенту можно найти порядка 25 штук: – В большинстве регионов у ГИБДД физически отсутствует материальная базы, на которой можно было бы принимать экзамены после 1 сентября. При этом как минимум 80% автошкол РФ у себя ее уже обустроили. Но принимать экзамены на мощностях автошкол ГИБДД на сегодняшний день не имеет права – нет соответствующего приказа о взаимодействии с «частниками». И если до конца лета МВД его не издаст, уже осенью в большинстве регионов страны просто перестанут выдавать «права»...