Ценники на стелах АЗС уже не просто раздражают, а вызывают гнев: горючее в России, что сама добывает нефть и производит бензин, дизель и все остальные виды моторного топлива, продолжает расти. Шутки про США уже не смешны — мы близки к американским тарифам, но по-прежнему далеки от тамошних зарплат. «Потепления» не ожидается, не снижают у нас цены исторически, поэтому сейчас уже многие задумываются о сокращении трат на содержание «железного коня». В частности — ищут варианты сэкономить на заправке.
Идеи про поиск дешевой «горючки» на стороне всегда заканчиваются плохо, а варианты с топливными картами подходят далеко не всем. Но есть ведь старое и проверенное тысячу раз средство: ГБО! Да, на установку придется потратиться, а после еще и регулярно проводить техническое обслуживание, но и чек на заправке заметно снизится.
Судите сами: литр АИ-92 в Подмосковье стоит примерно 61,50 рублей, а газа — 27 рублей. Еще давным-давно опытные таксисты говорили: если разница — две цены, значит надо ставить ГБО. Так вот: разница уже больше двух номиналов. Выходит, пора переоборудовать «ласточку»? Давайте послушаем, что об этом думают эксперты.

— Текущая динамика цен на бензин и дизель действительно создает предпосылки для возрождения интереса к ГБО, — говорит заместитель генерального директора по закупкам компании «РесурсТранс» Юлия Кравчук. — Сегодня мы наблюдаем качественно новый виток развития этого сегмента, который кардинально отличается от предыдущих волн популярности ГБО. Ключевой фактор тут — изменившаяся экономика вопроса.
При нынешних ценовых реалиях разница в стоимости километра пробега на газу и бензине достигает двукратного размера. Для коммерческих перевозчиков и служб такси это означает окупаемость инвестиций в современное оборудование четвертого-пятого поколения в течение полугода при интенсивной эксплуатации. Даже частные автовладельцы получают возврат вложений за полтора-два года.
Принципиально важно понимать: сегодняшнее ГБО — это высокотехнологичное решение, интегрированное в штатную электронику автомобиля. Современные системы практически исключают потерю транспортным средством динамических характеристик и полностью соответствуют требованиям безопасности. Стереотипы, связанные с оборудованием предыдущих поколений, утратили актуальность.
Индикатором грядущих изменений служит и стратегия автопроизводителей: появление заводских решений с предустановленным ГБО свидетельствует о серьезности намерений игроков рынка. В ближайшей перспективе мы прогнозируем существенный рост спроса, особенно в сегменте коммерческих перевозок и служб доставки, где экономическая целесообразность проявляется наиболее ярко, — заключает собеседник портала «АвтоВзгляд».

Однако эксперт Андрей Ольховский, генеральный директор ГК «Автодом», придерживается иного мнения:
— Я не думаю, что ГБО снова станет востребованным. Мир шагнул в новую эру и дальнейшее развитие будет идти по другому пути. Инвестиции направлены на разработку и совершенствование этаноловых силовых агрегатов и их производные, а также гибридные варианты в любой коллаборации...
Вывод из столь диаметральных взглядов специалистов следует сделать простой: универсального решения нет, поэтому каждому автовладельцу надо сесть и сделать личный расчет. Выгодно ему переоснащать автомобиль или не выгодно. Технически — это возможно и совершенно безопасно, однако ответить на вопрос о стоимости игры и свеч может только конкретный водитель конкретного автомобиля.
Такой персонифицированный подход к оценке эффективности и безопасности используемого ГБО вполне оправдан. Очевидно, что любое топливное оборудование, а уж тем более — газобалонное, требует повышенного внимания со стороны каждого водителя. Расхожий потребительский принцип «поставил и забыл» в данном случае неприемлем по умолчанию.
Причем специалисты особо подчеркивают необходимость жесткого регулярного контроля не только за газовой аппаратурой автомобиля, но и за узлами его штатной топливной системы. В частности, отмеченные требования обусловлены особенностями использования бензина. Ведь именно на нем производится запуск и прогрев двигателя, после чего ГБО переключается на газ.

Понятно, что при таком подходе бензин расходуется крайне медленно, отчего он, особенно в летний период, надолго застаивается в форсунках, топливной рампе и в баке. В итоге там возникают условия для термической деградации горючего с образованием смол и шламов. А в баке, как показывает практика, и вовсе может произойти расслоение топлива.
Чтобы подобного не происходило, эксперты рекомендуют регулярно пользоваться топливными очистителями системы впрыска. Что касается бензобака, то в него периодически надо добавлять специальную добавку, препятствующую расслоению горючего.
Такими средствами, например, могут служить средство для ухода за системой впрыска двигателя Benzin-System-Pflege, разработанное немецкой Liqui Moly, а также выпускаемый ею стабилизатор бензина Benzin-stabilisator. Оба продукта, к слову, можно найти и на нашем рынке.



