12074

Бедные автовладельцы скидок на ОСАГО не дождутся

Вслед за президентом, Центробанк пообещал адресную поддержку тем, кому не хватает денег на ОСАГО
Чиновники Банка России не собираются даже обсуждать скидки малоимущим при покупке ОСАГО, пока президент cnраныне даст формального поручения.
Изображение Бедные автовладельцы скидок на ОСАГО не дождутся

Верхушка Центробанка, курирующего вопросы ОСАГО, как выяснилось, прямую линию с президентом Путиным слушала, но как руководство к действию не приняло. Даже тот ее фрагмент, когда Владимир Владимирович обещал гражданке подумать над адресной помощью тем, кому не хватает денег на покупку резко подорожавшего полиса ОСАГО. Зампред ЦБ Владимир Чистюхин заявил, что «механизмы скидок или компенсаций нам нужно будет проработать, не видим в этом ничего страшного». Но вплотную заниматься этим делом банкиры намерены только после того, как президент даст на то официальное поручение. Неизвестно, когда Путин оформит (и оформит ли вообще) «волшебный пинок» в адрес Центробанка. Однако сама идея уже сейчас вызывает целый ряд вопросов.

Прежде всего, непонятно, зачем организовывать кому-то «адресную помощь» сейчас? Куда логичней было бы год назад не идти на поводу у страховых лоббистов, что привело, фактически, к двукратному росту тарифов ОСАГО в течение года. Ведь и до повышения цен они получали сверхприбыли на этом рынке. И при этом вешали лапшу на уши всей стране о своих гигантских убытках в этой сфере. Хотя статистика свидетельствовала об обратном. Судите сами. За 2014 год страховые компании собрали с автомобилистов в рамках ОСАГО более 150 млрд. рублей, а выплатили лишь 88,8 млрд. При том, что законодательство об ОСАГО требует от страховых компаний выплачивать пострадавшим не менее 77% от собранных в рамках ОСАГО средств. То есть за прошлый год они должны были возместить автомобилистам ущерб не на 88,8 млрд., а примерно на 110 млрд. рублей. Вместо этого профит «бедных-несчатных страховщиков» еще при старых тарифах составил за 2014 год более 60 млрд. рублей. Тому же Центробанку, как мегарегулятору страхового рынка, нужно было просто заставить страховщиков полностью платить по счетам. И не пришлось бы теперь мусолить популистскую «жвачку» об адресной поддержке кого бы то ни было.

Второй вопрос к идее «поддержки» звучит просто: а кто будет оплачивать эту помощь? Государство? Страховые компании? У госбюджета нынче дыра такая обнаружилась из-за падения цен на нефть, что денег из этого источника «социально незащищенные» покупатели ОСАГО явно не дождутся. Остаются страховые компании. Им в последнее время денег явно привалило в связи с повышением тарифов ОСАГО. Вместо 150 млрд. в прошлом году, за 2015 год они соберут около 300 млрд. рублей. Но эти уж точно не захотят терять даже толику с таким трудом вымороченных сверхприбылей.

Да и какой нормальный чиновник пойдет против мощной лоббистской машины страхового сообщества ради экономии копеек какого-то там пенсионера из безвестной глубинки? Тем более, что в массовом бессознательном до сих пор понятия «своя машина» и «малообеспеченный» не стыкуются категорически. Ведь наши пенсионеры за хлебом на машине не ездят, не правда ли? И попробуй объясни миллионам здоровых горожан, что существуют еще и инвалиды, и места, где ближайший магазин или единственное доступное место работы могут находиться за десятки километров от дома. В таких условиях машина становится уже даже не средством передвижения, а средством выживания.

И даже если Центробанк получит от Путина официальное поручение, неизбежно встанет вопрос: а каковы критерии «малообеспеченности»? Пенсионеры бывают тоже разные. Например, пенсия бывшего военного в Москве – это одно. А ежемесячный, с позволения сказать, «доход» бывшего колхозника где-нибудь в карельской глубинке – сумма совсем иного масштаба. Или машина может быть записана на малоимущую бабульку, а катается на ней ее «молодой и успешный» внучек. Подобных нюансов тут может всплыть масса.

Вот и получается, что ради «красного словца президента» придется опять переписывать законодательство об ОСАГО – со всеми полагающимися внесениями, рассмотрениями, поправками и согласованиями. В результате которых идея будет либо благополучно похоронена под сукном, либо окажется выхолощенной. А там, глядишь, очередные выборы президента подоспеют, а потом в Госдуму. В общем, граждане малообеспеченные автовладельцы, скорее всего, на скидки в ОСАГО можете не рассчитывать – не тот случай.