Откуда идет коррупция в сфере ОСАГО

Фото www.avtoz.net
Миллионы рядовых автовладельцев, вынужденных заключать договоры ОСАГО, по-прежнему остаются обманутыми, благодаря страховщикам, которые вместе с чиновниками годами злостно игнорируют статью 8 закона об ОСАГО. А она фиксирует, что доля страховой премии, непосредственно предназначенная для осуществления страхового возмещения и компенсационных выплат, не может быть менее чем 80 процентов от установленной законом страховой премии.

И без того завышенная цена полиса, что, собственно, признал сам президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс, продолжает расти — причем без учета выплат, хотя их доля снижается до 65%, а в прошлом году — до 64% всесто 80. Несмотря на внимание к проблеме на высшем уровне, когда осенью прошлого года в Госдуме и Совете Федерации прошли парламентские слушания, посвященные ОСАГО, проблема не только не решена, но еще и усугубляется.

Депутат Госдумы Вячеслав Лысаков периодически гневно, но со знанием дела обличает воровство страховщиков, особенно флагмана рынка — всем известную компанию «Росгосстрах». Юрист и правозащитник из Нижнего Новгорода в открытую заявил, что в Нижегородское отделение «Росгосстраха» пришел новый менеджмент, и выплаты снизились на 66%, но при этом проблем, жалоб и судебных процессов стало меньше. Ведь по сути должно быть наоборот — чем выше компенсации, тем довольнее граждане. Налицо воровство, так как при повышении законных выплат, общие выплаты — снизились.

Неслучайно даже в самых высших инстанциях звучали призывы, что вместо повышения тарифов необходимо навести порядок, и «вор должен сидеть в тюрьме». В то же время главный страховщик страны Игорь Юргенс в Верхней палате сообщает, что за все годы ОСАГО «размер общей страховой премии составил триллион шестьсот, а выплачено более триллиона рублей».

Но, что значит «более», если по указанной выше статье Закона об ОСАГО выплаты должны быть не менее 80%? То есть где конкретные 280 миллиардов? Деньги-то немалые, а ответа нет…

Нынешние чиновники из сферы страхования в качестве своего «грандиозного» достижения приписывают себе введенную ранее принудительную натурализацию возмещения ущерба, когда страхователей гонят ремонтироваться к какому-то незнакомому мастеру за 50 км. Неужели это сделано «в целях защиты прав потерпевших», как прописано в законе об ОСАГО?

Та же ситуация с предложением убрать коэффициент мощности (Км) при расчете цены полиса, которое вобьет еще один клин между богатыми и бедными. Напомним, что «Км» определяет энергию удара при столкновении, которая зависит от массы и скорости движения. Эти показатели естественным образом тесно связаны с мощностью мотора легковой машины — ведь разница между 40 и 400 лошадиными силами под капотом очевидна. Отсюда различная величина возможного ущерба, а значит от этого прямо зависит цена полиса.

В итоге тарифная вилка Центральным банком расширена, что дает ненасытным страховщикам очередную возможность для повышения цены полиса. Но уже сейчас миллионы водителей в знак протеста намеренно игнорируют закон об ОСАГО. При том, что транспортных средств в стране насчитывается под 60 000 000, договоров в прошлом году оформлено всего 39 704 379.

В ответ на это страховщики пытаются силой загнать водителей в стойло с помощью видеокамер и повышенных штрафов. Все это бьет по престижу страховщиков и самой отрасли, которая призвана стабилизировать общество. В результате уже 88% инициативных россиян на портале Госуслуг проголосовало за отмену ОСАГО, хотя в 2015 таковых насчитывалось только 35%.

Но ведь прежде, чем усиливать репрессии за вождение без полиса, необходимо устранить беззаконие в верхах. Вместо этого главы страхового надзора меняются как перчатки. Те же Коваль и Панкин уволены после того, как они раскритиковали страховщиков за низкие выплаты. Недавно тихо ушел Игорь Жук — грамотный и толковый практик.

Откуда идёт коррупция? На автора этих строк после критики того же Росгосстраха сыпались страшные угрозы, вызовы в полицию и в суд. Именно этот страховщик продолжал называть себя «государственным», хоть уже и был продан. Лживую вывеску сняли совсем недавно, но в помещении на стенде до сих пор красуются слова: «Российская государственная».

Кстати, именно с убыточной «недопродажи» этой компании в 2003 году с подачи нынешнего первого зампреда Госдумы Федерального собрания Александра Жукова и начался массовый обман людей. Решение о его продаже по частям вызвало у депутатов Госдумы недоумение, так как обоснование было ложно — по долгам бывшего Госстраха платил не Росгосстрах, а госказна.

Даже глава Счетной палаты РФ Сергей Степашин выступал с жесткой критикой. «Я считал бы неразумным для государства терять значительные средства, которые оно может получить от продажи акций ОАО "Росгосстрах», — заявил Степашин («Независимая газета», 16 июня 2003г). Однако, Жуков — в то время еще и председатель Общественного совета компании, поддержал это позорное решение («Ведомости», 17 июня 2003 г.).

Люди шли в «Росгосстрах», считая его государственным, а там их обманывали и таскали по судам. Это был первый из семи ударов по отрасли, включая смещение Наталии Бурыкиной с поста главы комитета по финансовым рынкам Госдумы, которая в свое время предложила остановить противозаконное повышение тарифов на ОСАГО или создать для него Госкомпанию. Это оздоровило бы не только ОСАГО, но и всю страховую отрасль.

После этого стоит ли удивляться, почему повторяется беззаконие, и как в Совет Федерации попадают отпетые преступники? Тем более, публичное заявление нового главы совета директоров «Росгосстраха» Михаила Задорнова, о том, что «в этой компании сверху донизу царило воровство» говорят о явной необходимости привлечения к этому вопросу Следственного комитета России.