— Далеко не всегда автомобиль, попав в незначительное ДТП или просто зацепив при, скажем, парковке бордюр, получает видимые повреждения, — отмечает независимый автоэксперт Аблайхан Аяпов. — Однако нередко в подобных ситуациях кузов и подвеска меняют заданные производителем параметры буквально на миллиметры. И этого вполне достаточно, чтобы машину стало «вести» на трассе, увеличился износ шин, а на руле появились вибрации. Так что восстановление геометрии кузова — это не только про эстетику, но и про безопасность.
При этом выявить произошедшие отклонения от нормы самостоятельно автовладелец может не всегда. Более того, в некоторых случаях их в принципе невозможно диагностировать без специального оборудования. И только современные измерительные стенды — механические, лазерные или компьютерные — позволяют точно определить отклонения от заводских параметров, — замечает эксперт.

— Проверяют геометрию кузова в первую очередь визуально, — уточняет директор по послепродажному обслуживанию компании «Автодом Алтуфьево» Роман Тимашов. — Сравнивают правую и левую стороны по зазорам: насколько легко открываются двери, капот, багажник. Затем проводятся измерения, в процессе которых используются, в том числе, специальные линейки, шаблоны, щупы. Оба варианта несложные и выполняются на ровной площадке квалифицированным мастером.
Более точная диагностика проводится на стенде углов установки колес. Первое что станет заметно, это отклонения от нормы углов установки колес. Часть параметров (в зависимости от модели автомобиля) заданы геометрией подвески и кузова, а некоторые, в основном схождение, регулируются длинной рулевых тяг. Проверка передней и задней осей на сход-развал позволяет принять решение о потребности в регулировке (сначала задней оси, затем передней).
На некоторых моделях также регулируется кастор (угол в продольной плоскости машины между вертикальной линией и линией, проходящей через центры оси поворота колеса). На автомобилях с зависимой подвеской геометрия может быть задана самой подвеской. Отклонение свидетельствует о механическом воздействии или износе направляющих элементов: сайлентблоки, амортизаторы, пружины.
Сложные кузовные ремонты требуют установки автомобиля на стапель и проверки контрольных точек. Варианты измерения различные: механические, электронные, лазерные. Основная задача — выявить и устранить отклонения от заданных заводом параметров, — резюмирует собеседник портала «АвтоВзгляд».

— Дело в том, что у каждой модели ТС есть так называемая геометрическая карта, — добовляет Аяпов. — Это набор данных с точными координатами контрольных точек кузова и подвески. Мастер, выполнив диагностику, сверяет с ней реальное положение элементов, на основании чего принимает решение, нужна ли корректировка. Для восстановления геометрии используют стапель — специальную платформу, на которой закрепляют кузов, а затем с помощью гидравлических растяжек возвращают его элементы на свои места. Главное — делать это именно по измерениям, а не «на глаз».
Особенно «коварны» микроскопические смещения подвески. Машина может выглядеть идеально, но на скорости появляется «плавание» по дороге, руль стоит неровно, а шины стираются неравномерно. Для таких случаев используют 3D-сход-развал и компьютерную диагностику геометрии шасси. На оборудовании проверяются точки крепления подвески, развал-схождение и углы установки колес. Если все сделать правильно, автомобиль снова будет держать дорогу, а ресурс шин и подвески вернется к норме, — заверяет независимый автоэксперт.
Тимашов рекомендует выполнять диагностику геометрии хотя бы раз в год, а также при замене элементов подвески и механическом воздействии на подвеску. Главное — не экономить на проверке, уверен Аяпов. Даже легкое касание бордюра может дать микросмещение, которое «аукнется» через пару тысяч километров. Проверка геометрии и корректировка подвески — это не роскошь, а элемент профилактики, особенно если вы часто ездите по неровным дорогам. Раз в год или после любого инцидента с ударом по колесу стоит заехать в сервис и убедиться, что машина все еще идеально симметрична. Это дешевле и безопаснее, чем менять резину каждые три месяца и бороться с непонятной вибрацией руля.



