Статистика безжалостна: до 30% компаний, занимающихся грузоперевозками, закончили 2024 год с убытками, а 15-20% вообще ушли с рынка. Около трети мелких и средних автоперевозчиков работают в убыток. Одновременно затраты транспортных компаний в 2025 году выросли на 40-50%, капитальные расходы на автомобили — на 33%, на ремонт и обслуживание парка — на 20%.
Дополнительное давление создают перевозчики из стран ЕАЭС, которые с 1 марта 2025 года получили право на каботажные перевозки внутри России. Имея более низкие расходы и себестоимость, они активно демпингуют, еще больше сжимая маржинальность отрасли.
КАДРОВЫЙ КОЛЛАПС
Кадровый дефицит достиг критических масштабов. Нехватка водителей грузовиков категорий «CE» и «E» составляет 25-30%. Средние зарплаты водителей-дальнобойщиков к концу 2024 года выросли до 150 000-250 000 рублей — на 28-40% выше уровня 2023 года. Сюда же следует прибавить и проблему с дефицитом линейного персонала — диспетчеров и логистов.

В «Скиф-Карго» мы решаем проблему комплексно: инвестируем в обучение персонала, создаем карьерные треки для водителей, развиваем реферальные программы. Понимаем, что в условиях дефицита кадров компании, которые не инвестируют в людей, обречены.
ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ОГРАНИЧЕНИЯ
Состояние транспортной инфраструктуры усугубляет проблемы. Погрузка на сети РЖД в июне сократилась до 89,3 млн тонн — один из самых низких показателей за последние годы. Одновременно сохраняется острая нехватка современных складских комплексов, а рост числа продавцов на маркетплейсах увеличил спрос на фулфилмент.
Отчасти решить этот вопрос можно развитием собственной терминальной инфраструктуры в ключевых транспортных узлах, что наша компания и делает. Так же мы активно сотрудничаем с региональными властями по улучшению дорожной сети. Это стратегические инвестиции, которые окупятся в среднесрочной перспективе.
ФИНАНСОВОЕ ДАВЛЕНИЕ
Кредитные ставки достигают 30%, что создает критическое финансовое давление. Рост цен на горючее на 5-8,5% увеличивает долю топливных расходов с 30% до 35% от общих затрат. В таких условиях выживают только компании с эффективным управлением денежными потоками и доступом к долгосрочному финансированию.

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ
Цифровизация становится не преимуществом, а необходимостью выживания. Кибератаки на транспортные компании участились, а зависимость от IT-систем возросла критически. В связи с этим в «Скиф-Карго» создан отдел информационной безопасности, внедрены многоуровневые системы защиты данных, разработана собственная TMS-система.
Инвестируем в искусственный интеллект для оптимизации маршрутов и прогнозирования спроса, автоматизируем складские процессы, внедряем электронный документооборот. Эти решения позволяют сократить операционные расходы на 15-20%.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ВЫЗОВЫ
Ужесточение экологических стандартов кардинально меняет требования к автопарку. Поэтому мы запустили программу обновления с приоритетом на транспорт стандарта «Евро-6», внедрили систему мониторинга выбросов, развиваем мультимодальные перевозки для снижения углеродного следа.
ВЗГЛЯД В БУДУЩЕЕ
Текущий кризис — это не временная турбулентность, а структурная перестройка отрасли. И выживут компании, которые смогут адаптироваться к новым реалиям: работать с меньшей маржинальностью, инвестировать в технологии и персонал, строить долгосрочные партнерские отношения с клиентами.
В «Скиф-Карго» мы рассматриваем текущие вызовы как возможность для роста. Пока конкуренты сокращают инвестиции, мы наращиваем присутствие в регионах, развиваем новые сервисы, укрепляем технологическую платформу. Те, кто инвестирует в устойчивость бизнеса сегодня, получат конкурентные преимущества завтра.
Российская логистика переживает болезненную, но необходимую трансформацию. На выходе мы получим более эффективную, технологичную и клиентоориентированную отрасль.