123037

Как эвакуаторщики ломают перемещаемые авто

Hyundai, Honda и BMW подтвердили, что эвакуация машин методом частичной погрузки приведет к дорогому негарантийному ремонту
Громкая история о том, как наш коллега фотограф-профессионал и автомобильный блогер Артем Ачкасов стал свидетелем того, как операторы эвакуатора в прямом смысле ломают АКП и трансмиссию кроссовера Hyundai ix35, перевозя его методом частичной погрузки за переднюю ось, стала предметом разбирательства в АМПП и горячих споров в автомобильном сообществе.
Поделиться
Изображение Как эвакуаторщики ломают перемещаемые авто

После того, как в блоге artemspec появилось фото и рассказ о том, что эвакуаторщик с большой вероятностью повредил трансмиссию кроссовера, который уволокли с улицы Кржижановского из под знака запрещающего стоянку по нечетным дням, история попала в СМИ. В передаче радиостанции «Бизнес ФМ» эксперты из старейшего российского автомобильного издания не согласились с мнением блогера и заявили, что в трансмиссии кроссовера попросту нечему ломаться и он преувеличил. Между тем, специалисты из официального техцентра Hyundai сразу же высказали иное мнение. По их словам, разность скоростей на входе в муфту включения заднего моста и на выходе из главной передачи может вызвать проскальзывание фрикционных дисков муфты, их нагрев и разрушение с возможным заклиниванием редуктора. Именно поэтому в руководстве по эксплуатации в разделе «буксировка автомобиля» написано, что категорически запрещается буксировка полноприводного автомобиля методом частичной погрузки одного из мостов, т.е. когда угловые скорости вращения кардана и колес не равны (все подробности скандального эфира вы найдете здесь).

 

НАГОВОРИЛИ...

В возникшем споре автор нашумевшего комментария заявил, что «принципиально буксировать машину с подключаемым мостом можно, подцепив ведущий мост. Да и даже на веревке. Муфты, коробка – не препятствие. Лишь бы машина на ручнике не стояла. Чтобы учесть все технические моменты на автомобилях нарушителей ПДД и проводят эвакуацию с полной погрузкой. Но не все машины можно поднять на платформу, особенно грузовые или аварийные. Вот для них и есть «пара» эвакуаторов с погрузкой одной оси». Как заявил другой представитель издания, «буксировать полноприводные кроссоверы с межосевыми муфтами типа Haldex можно тремя способами: методом полной погрузки, методом частичной погрузки с использованием специальных подкатных тележек, буксировкой тросом на нейтрали – на малых скоростях и на малые расстояния со скоростью 15-80 км/ч на 50-80 км, в зависимости от рекомендаций производителя. Методом частичной погрузки без подкатных тележек, которые отрывают колеса от дороги, я допускаю буксировку полноприводного кроссовера только вперед по ходу движения (передние колеса на эвакуаторе, задние на асфальте) и только на сверхмалые расстояния – чтобы, например, перетащить машину из своего двора в соседний».

АВТОПРОИЗВОДИТЕЛИ ПРОТИВ

Признаться честно, подобные высказывания несколько удивили тем, что в них был упущен целый ряд важных моментов. Так, гонщик, инструктор и эксперт по вождению Михаил Горбачев справедливо предположил, что автоматическая трансмиссия и стояночный тормоз обязательно пострадают от подобного обращения. В поиске истины мы обратились к нескольким представительствам зарубежных автопроизводителей. Первыми на запрос откликнулась компания «Хёндэ»:

– Мы считаем, что в руководстве по эксплуатации дана исчерпывающая информация относительно буксировки. Буксировка полноприводного автомобиля предложенным методом запрещена. Есть риск повреждения пакета фрикционов муфты подключения полного привода...

Заметьте – никаких «веревок» и «сверхмалых расстояний». Однозначное и категорическое – нет!

Но может быть дело в том, что ix35 по-сути переднеприводник с муфтой на задней оси? Однако практически аналогичный ответ нам дали и специалисты BMW. По их словам, полноприводные версии, оснащенные системами xDrive и ALL4, а также гибрид BMW i8 можно буксировать только с полной погрузкой. Заднеприводные машины BMW с автоматической трансмиссией можно буксировать также только с полной погрузкой. Частичная погрузка, когда машину поднимают за заднюю ось, а передние колеса катятся по земле, недопустима. Такой способ если и возможен, то только для машин с «механикой». Причем МКП должна стоять в «нейтрали», а передние колеса полностью опираться на специальную платформу. Недопустимо, если передняя часть автомобиля просто приподнята над землей без опоры под колесами и машина висит на буксировочной проушине. По словам технических экспертов BMW, «если транспортное средство буксировать не по правилам, которые описаны в инструкции по эксплуатации, это может стать причиной поломок, которые не будут являться гарантийными случаями. Что и как в такой ситуации сломается – уже не важно, так как в любом случае при таких поломках эксплуатация машины станет невозможной и ремонт будет стоить дорого или очень дорого».

50 НА 50

Однако, есть и другое мнение ряда практиков-сервисменов. По словам одного из них, «муфты типа Haldex всю жизнь работают с проскальзыванием между своими дисками, на этом и строится принцип изменения передаваемого момента в зависимости от прикладываемого напряжения к обмотке. При буксировке напряжение не подается и муфта работает в самом расслабленном режиме, подкручивая коленвал на 5-10% за счет вязкости масла. Если авто с «механикой», то возить его с поднятой задней осью можно хоть сотни километров. А вот если с АКП или вариатором, то надо соблюдать режим буксировки, который изложен в мануале, обычно это принцип 50-50: не быстрее 50 км/ч (согласно нашим ПДД) и не далее 50 км за один присест – это ограничение введено потому, что при выключенном двигателе не работает маслонасос в коробке и она может локально перегреваться в нагруженных местах».

По его словам, жесткие ограничения в руководствах, это попытка минимизации проблем со стороны производителя: пусть лучше пользователи платят за эвакуаторы с полной погрузкой, чем у дилеров будет болеть голова.

 

СЛОМАЕТСЯ ВСЕ

Стоит отметить, что помимо того, что действия оператора эвакуатора АМП стали, возможно, причиной поломки в системе полного привода, велика вероятность того, что автомобиль с автоматической и тем более с механической коробкой будет стоять на стояночном тормозе рычаг селектора АКП в положении «Р», а на машине с МКП может быть поставлен на передачу. В этих случаях, если вращение колес заблокировано стояночным тормозом, который предусмотрен только для предотвращения отката при стоянке под уклоном, то исполнительные механизмы стояночного тормоза будут очень быстро изношены и потребуют замены и ремонта. Если же вращение колес (коробка стоит в передаче) заблокировано трансмиссией, то будут разрушены элементы трансмиссии. Какие конкретно – зависит от сцепных свойств шин, модели и массы авто. В любом случае опять потребуется дорогостоящий ремонт. Стоит отметить, что парковочная блокировка АКП разрушается еще быстрее, чем возникают поломки в трансмиссии на машине с МКП и ремонт будет стоить еще дороже.

Обратились мы и за официальным комментарием к пресс-секретарю АМПП Елене Юдиной. Официальный ответ нам обещали прислать в ближайшее время, а в устной беседе госпожа Юдина сообщила, что в руководстве предприятия уже в курсе ситуации. В случае, если транспортному средству гражданина будет нанесен ущерб, то АМПП примет на себя ответственность и компенсирует ущерб в установленном порядке. По какой причине сотрудник службы эвакуации нарушил правила и не использовал подкатную тележку, пресс-секретарь АМПП ответить не смогла: «сейчас мы проводим служебную проверку и обязательно сообщим о ее результатах».

 

ЧИТАЙТЕ, А НЕ СЛУШАЙТЕ

Во-первых, каждый автовладелец должен помнить, что автомобиль еще не окончательно превратился в подобие утюга или микроволновки, да и к тем прилагается инструкция, которую стоит внимательно изучать. Во-вторых, лучшим экспертом для владельца гарантийного автомобиля будет автор «книги, которую никто не читает» – руководства по эксплуатации. Ведь мастеру по гарантии объяснения, что вы следовали советам экспертов-журналистов не покажутся достойным аргументом в пользу признания поломки гарантийным случаем. Ну а в третьих, АМПП уже давно пора начинать ревизию и самого подхода к эвакуации, и коллектива операторов эвакуаторов. Слишком часто их сотрудники нарушают ПДД, роняют машины, а теперь и ломают весьма недешевые агрегаты в гонке за выполнением плана. При этом готовность возместить причиненный ущерб, высказанная представителем эвакуаторщиков, не более, чем декларация. На самом деле тут не избежать многочисленных экспертиз и судебных тяжб.