На днях в Москве прошел круглый стол по обсуждению очередного расширения велоинфраструктуры в нашем городе. На мероприятии присутствовали муниципальные депутаты, представители органов власти и сервисов велодоставки, общественники, велоактивисты, сотрудники ЦОДД и МАДИ.
Насколько это мероприятие оказалось актуальным, весьма красноречиво рассказала в своем посте в соцсетях активистка из ЦАО столицы Светлана Колосова: «робко прячется под грязными сугробами никому сейчас ненужная велодорожка на Лесной улице, бороздят просторы наших тротуаров десятки велокурьеров, заставляя пешеходов отпрыгивать из-под их колес в те самые сугробы».
Едкая, но верная оценка, особенно с учетом того, что в ходе круглого стола «Велобудущее мегаполиса» выяснилось, что органы власти и некоторые общественные организации действительно беспокоит вопрос увеличения числа конфликтов между пешеходами и велосипедистами, а также пользователями так называемых СИМ — средств индивидуальной мобильности (самокатов, моноколес, велоскутеров и так далее). В последние годы количество велосипедистов выросло, а карантинные ограничения по COVID-19 заставили москвичей пользоваться сервисами доставки, что привело и к росту числа велокурьеров «Яндекс.Еда», «Delivery club», «Кухня на районе» и прочих сервисов доставки.
![](https://www.avtovzglyad.ru/upload/entities/2024/01/28/13/slideshowImages/image/2c/e5/32/6a/4815f335476716c28c79fd9740544167.jpg)
– Многие до сих пор не могут смириться с ростом числа велокурьеров на улицах Москвы и планами властей города по развитию велоинфраструкуры, объясняя это блажью узкого круга «велофанатиков», — пояснил порталу «АвтоВзгляд» свою позицию инициатор мероприятия, глава муниципального округа Тверской Яков Якубович. — Некоторые высказывают предположения о финансовой ангажированности столичных планировщиков, участвующих в проектировании городской среды и дорожно-транспортной инфраструктуры, но я все-таки полагаю, что во многом такое отношение связано с недостатком доверия между властью и обществом. И главное — отсутствием диалога между всеми заинтересованными сторонами — пешеходами, автомобилистами, велосипедистами и транспортными чиновниками. Все-таки объективно мы видим, что велосипед из сезонного развлечения превращается в средство передвижения и даже в орудие труда, а значит нужно учитывать этот фактор и предусмотреть, как сократить до минимума число конфликтных ситуаций и соблюсти интересы всех участников движения…
– Как я понял, прокладывать велодорожки уже точно будут в целом ряде районов Москвы, — говорит активист Бутырского района Денис Галахов. — Странно вот что. Обоснованность этих изменений. Судя по озвученным на мероприятии данным, например, по Академическому району, в Дептранс на счет расширения велоинфраструктуры поступило всего 4 предложения при том, что этот район населяют 110 с небольшим тысяч жителей. В Люблино-Марьино проекту дали зеленый свет на основании… 10 обращений. При том, что в Марьино сейчас живет более 250 тысяч человек, а в Люблино — 172 тысячи. Из района Строгино поступило и вовсе 5 обращений из 161 тысячи жителей. Из Отрадного — 7 при условии, что там сейчас проживают более 180 тысяч человек. Вот бы так с парковками у больниц можно было, — восхищается оперативностью реакции транспортных чиновник наш собеседник.
Тем не менее, есть и хорошие новости. В частности г-н Шахбазян из ЦОДД уверил, что задача полной деавтомобилизации города пока не стоит, а вот вопрос изменений в ПДД, в которых будут учтены новые «средства индивидуальной мобильности», обсуждается.
Напомним, что сейчас согласно действующим ПДД, человек на самокате (даже скоростном электросамокате), это пешеход, привлечь к ответственности которого, даже если он, двигаясь со скоростью 75 км/ч совершил наезд на человека или стал причиной дорожной аварии, крайне сложно. В тоже время, по данным озвученным на мероприятии, в 2020 году 4 человека погибли именно при столкновении с электрическими СИМ. Но так как законных оснований требовать наличия «прва» на вождение электро-вело-СИМ для курьеров нет, то как добиться того, чтобы на будущий год число таких трагедий не увеличилось — пока не ясно. Ведь внести изменения в существующие ПДД не так просто, к тому же это федеральное законодательство, а московские реалии очень отличаются от общероссийских.
Кстати, со слов агрегаторов-организаторов велодоставки, сегодня в Москве работают не менее 3000 велокурьеров, исполняющих в день/смену 20—30 поездок. На вопрос о том, как идентифицировать сейчас этих курьеро, в случае дорожных происшествий, представители этих сервисов рекомендовали определять их по QR-кодам и номерам на их…сумках. Еще в случае чего можно звонить и писать в службу поддержки. Ну или в «Спортлото». Главное помните, если курьер вас сбил и уехал, вам нужно не забыть рассмотреть его QR-код. А так компании-доставщики, чьи курьеры также используют пресловутые СИМ, уверили, что проводят разъяснительную работу, вешают плакаты, обучают своих сотрудников ПДД.
![](https://www.avtovzglyad.ru/upload/entities/2024/01/28/13/slideshowImages/image/3a/5b/3f/8e/0f610effb40251570fe4752d371480ea.jpg)
Тем не менее, больше, чем безопасность пешеходов или автомобилистов, представителей сервисов велодоставки все таки волнует то, что велодорожек мало и то, что на Кутузовском проспекте скорость более 90км/ч, что небезопасно для курьеров. Поэтому в городе с 12 млн. населения (по официальным данным) и с 20 млн. (по оценкам некоторых экспертов), по их мнению, необходимо предпринять комплекс мер для удоства велосипедистов: успокоить и изменить движение, выделить велополосы.
Еще раз напомним, что это все для 3000 курьеров на вело, электровело и электротрайках. Ну и еще для нескольких тысяч тех велосипедистов, кто ездит только в теплые дни весна — осень и лето. Заметьте, речь даже пока не идет о десятках тысяч велосипедистов в Москве. Но для них планируется успокоить всех и все и проложить сотни километров велодорожек! При этом у велосипедистов и водителей СИМ по прежнему не будет в обозримом будущем никакой ответственности в случае ДТП, никакого ОСАГО, никаких в/e и правил.
И еще одна любопытная деталь. Среди тех, кто за круглым столом радел за велобудущее нашего мегаполиса, на вопрос о том, сколько участников мероприятия прибыло сюда на велосипеде, положительный ответ дал только один человек. Им оказалась представительница сервиса «Яндекс. Лавка» Анна Кузьмина. Остальным — мороз и холодно. Пожалуй, это самый честный и понятный ответ на вопрос о необходимости масштабного расширения велоинфраструктуры и перспективах велобудущего, которое сейчас так настойчиво пытаются навязать нашему климатически не сильно дружелюбному к велосипедам мегаполису, вопреки интересам и желаниям миллионов его жителей.