79463

Путин решил окончательно дискредитировать ОСАГО

Почему компенсация ущерба ремонтом хуже денежного возмещения
Владимир Путин с интересом выслушал и по сути поддержал инициативу некоего Максима Ханжина отменить денежную компенсацию ущерба в рамках «автогражданки», заменив ее натуральной – ремонтом.
Изображение Путин решил окончательно дискредитировать ОСАГО

Для этого с помощью Центробанка во всех регионах России предлагается создать сеть специализированных авторемонтных мастерских, что, якобы, позволит бороться с мошенничеством в сфере обязательного страхования, включая такие его проявления, как «подставные» ДТП и подделку полисов. Такой подход к проблеме в конечном итоге вроде бы должен сказаться на цене ОСАГО, поскольку страховщики снизят издержки на борьбу с жуликами. Любопытно, что идею, над которой президент обещал подумать «чтобы вмонтировать ее в то, что входит в компетенцию ЦБ», выдвинул не простой гражданин, а осведомленный — г-н Ханжин является президентом «Ассоциации по защите прав автострахователей». А любопытно это обстоятельство потому, что новация ни коим образом не направлена на защиту страхователей, а выгодна исключительно страховым компаниям.

Дело в том, что сейчас у автовладельца есть выбор: получить возмещение деньгами, либо потребовать от ст страховщиков, чтобы те просто отремонтировали его машину. Однако лоббисты последних предлагают сделать ремонт единственным способом возмещения ущерба, переведя вариант «отдать наличкой» в разряд редких исключений (например, если до ближайшего автосервиса – как до Луны).

Исполнительный директор Российского союза страховщиков (РСА) Евгений Уфимцев недавно заявил по этому поводу, что «потребителю в первую очередь нужно восстановить транспортное средство». На этом основании РСА уже направил на согласование в Центробанк поправку к закону об ОСАГО, которая «установит приоритет ремонта машины над денежными выплатами».

А нюанс тут в том, что ремонтировать машину в рамках ОСАГО можно далеко не в любом автосервисе. А только в том, с которым у страховой компании заключен договор. В связи с этим вырисовывается сразу несколько крайне неприятных для автовладельца моментов. Во первых, мы знаем, что страховщики выплачивают пострадавшему в ДТП компенсацию не в полном объеме, а с учетом «износа машины». Как будто в каком-то магазине можно купить «изношенный на 50% бампер» или «изношенную на 82% фару».

То есть, для приведения машины в исходный вид владельцу все равно приходится доплачивать. Но тут он мог как-то уложиться в выплаченную сумму, найдя нужную запчасть на «авторазборке», купив дешевый китайский аналог, воспользовавшись услугами знакомого гаражного мастера и т.п. Если ремонт «встроят в ОСАГО», то этих возможностей больше не будет. Страховая станет направлять автовладельца в свой «прикормленный» автосервис. Где скорее всего окажется, что сразу отремонтировать машину не получится, поскольку очередь на несколько месяцев из таких же бедолаг.

А потом выяснится, что выделенных страховой компанией по ОСАГО денег недостаточно из-за того самого «износа» и автовладельцу нужно доплатить. А поскольку деваться ему от конкретного автосервиса некуда, то и расценки на «дополнительные» запчасти и работы в нем будут куда выше среднерыночных. И раскошелиться придется куда сильней, нежели пришлось бы в случае компенсации ущерба деньгами.

Отдельный разговор – машины, стоящие на дилерской гарантии. Принудительный ремонт в «придворном» страховом автосервисе будет означать досрочное прекращение заводской гарантии. Таким образом, лоббируемый страховщиками даже на прямой линии с президентом переход с денежного на натуральный способ возмещения ущерба от ДТП может иметь под собой смысл лишь в одном случае: если автовладелец получит возможность самостоятельно выбирать СТО для ремонта.

В противном случае, система превратится в еще большую обдираловку для автовладельцев. Увидит ли эту опасность Центробанк или сделает вид, что не замечает подвоха, мы узнаем очень скоро – с пожеланиями гаранта (кстати, активно поддержавшего практически двукратное подорожание ОСАГО) обычно не шутят.