254592

Как раньше срока не угробить АКП

Чего не следует делать на авто с «автоматом», дабы избежать преждевременной замены КП
Трансмиссия, как и любой другой узел в автомобиле, требует соблюдения определенных норм эксплуатации. «Автомат» в этом плане куда капризней, нежели «механика», поэтому если не хотите столкнуться с его заменой раньше времени, рекомендуем следовать нескольким простым советам.
Изображение Как раньше срока не угробить АКП

Многие автовладельцы считают, что из всех «двухпедальных» коробок самой надежной является традиционная гидромеханическая АКП. Да, она менее восприимчива к различным условиям эксплуатации и обладает повышенным ресурсом. Но в то же время уступает CVT и «роботам» по ряду других параметров, в частности, массе, экономичности и быстроте реакций. Но вне зависимости от отведенного срока службы, «убить» эту трансмиссию можно достаточно быстро. И в одночасье привести к поломке агрегата могут банальные ошибки водителя. А замена, как известно, выльется в копеечку. Чего же не следует делать, чтобы сохранить нервы и не попасть на деньги?

БУКСОВАТЬ

От излишней пробуксовки есть риск довольно быстро перегреть коробку, тем более, что не все даже самые современные агрегаты обладают доведенной до идеала системой теплоотвода. Безусловно, полностью трансмиссия не умрет, но фрикционы, передающие тягу на колеса, погорят еще как. Хорошие мастера, конечно, смогут ее отремонтировать, но чаще всего (у «официалов» уж точно), вас вынудят раскошелиться на полную замену узла. 

САДИТЬСЯ БРЮХОМ

Еще хуже будет выглядеть ситуация, если вы сели на днище и, буксуя по чем зря, пытаетесь вырваться из плена. Не стоит рассчитывать на защиту картера, который вряд ли убережет от повреждений саму трансмиссию. Нет, от последствий, вызванных незначительными вибрациями и ударами мелких камушков, поддон масляного картера КП, естественно, спасет. Но в случае интенсивного раскачивания по земле или при наскоке на бархан – отнюдь. Во-первых, существует опасность перегрева, когда трансмиссионное масло под углом не сможет попасть в заборный клапан насоса и он начнет работать «в сухую», а во-вторых, можно и вовсе пробить защиту, что чревато полной потерей жидкости. Как следствие – сгоревшие фрикционы и появление металлической стружки в гидроблоке.

ЦЕПЛЯТЬСЯ И ЦЕПЛЯТЬ НА БУКСИР

Увязли так, что не выбраться и решили обратиться за помощью? Но и здесь, надо сказать, не без нюансов. Шестерни автоматической коробки требуют постоянной смазки, а это значит, что ухватиться за фаркоп соседа можно только с включенным мотором, заставляющим работать масляный насос. И то, во избежание перегрева, автопроизводители (некоторые не разрешают совершать данную процедуру в принципе) рекомендуют ехать со скоростью не более 25-30 км/ч. А в идеале, если, конечно, это возможно, надо погрузить машину на эвакуатор. По крайней мере, так вы гарантированно обезопасите коробку передач от износа, а себя – от лишних трат. Кстати, не желательно буксировать и других, в том числе и тех, кто проигрывает вам в массе. Дело в том, что резкие рывки провоцируют динамические нагрузки на КП, в результате чего она может перегреться и встать в аварийный режим.

ПРЕНЕБРЕГАТЬ ЗАМЕНОЙ МАСЛА

Рекомендации по замене ATF могут быть лишь приблизительными, потому разные автопроизводители упоминают о разных сроках, а сервисные центры порой и вовсе устанавливают свои собственные, поэтому, опираясь на средний показатель, смазку лучше менять не реже, чем каждые 60 000 км пробега. Более того, не лишним по сезону проверять стыковочный узел коробки с двигателем на предмет утечки. А прежде, чем тронуться на недоведенном до рабочей температуры автомобиле, переключать режимы трансмиссии следует плавно, с интервалом 1-2 секунды. 

Помимо прочего, на снижение ресурса АКП влияют и другие очевидные факторы. В частности, динамичная манера вождения, эксплуатация автомобиля в условиях резких перепадов температур, регулярная езда по бездорожью, а также перевозка сверхтяжелых грузов и даже деятельность системы Start-Stop в «пробках». Последнюю, к слову, при толкании в заторах лучше отключать.