10650

«Автомобильную» главу КоАП погрузят в законодательный анабиоз

Что готовит Госдума водителям в наступившем году?
Наверняка российский водитель не прочь узнать: что же ему уготовано парламентариями в году наступившем? Короткий ответ на этот вопрос звучит так: разное. Попробуем ответить на него развернуто.
Изображение «Автомобильную» главу КоАП погрузят в законодательный анабиоз

Нулевой вариант

В наступившем году, скорее всего, не будут повышены штрафы и ужесточены другие наказания за административные проступки водителей. По крайней мере, именно об этом заявил видный представитель «руководящей и направляющей» партийной фракции в Госдуме. «ЕР» устами самозваного защитничка прав автомобилистов Вячеслава Лысакова решила заморозить не только ужесточающие изменения в 12-ю главу КоАП, но и вообще какие-либо ее модернизации. Даже в лучшую для рядового автомобилиста сторону. — — Законодательство не может быть статичным, оно должно отвечать современным вызовам, — заявил геноссе Лысаков. — Но вносить поправки чуть ли не ежемесячно неправильно...

Характерно, что подобные мысли удивительным образом обходили разум данного законотворца и его коллег весь прошлый год, когда чуть ли недели не проходило без оглашения очередной идеи из числа все новых законодательных ужесточений для автомобилистов. Тут нельзя не заметить, что г-н Лысаков уже давно пытается «застолбить» за собой всю законотворческую деятельность в Госдуме, связанную с 12-й — «автомобильной» — главой КоАП. И в этом свете его намерение ввести мораторий на внесение в нее изменений выглядит достаточно объяснимо. Аналогично ведет себя автовладелец, самовольно огораживающий цепочками «свое» парковочное место во дворе многоэтажки.

По этой логике какой-нибудь еще депутат может «огородить» мораторием изменения, скажем, в уголовное законодательство, другой — в налоговое, третий — в гражданско-процессуальное. Так, глядишь, «застолбят» избранники народные каждый свою законодательную «делянку» и можно будет целой Госдуме целый год сидеть на попе ровно, ничегошеньки не делая, но аккуратно получая депутатскую зарплату. Которую, кстати, они в конце прошлого года единогласно подняли в разы — примерно до 250 000 целковых в месяц. Отличный план, не правда ли? С одной стороны, благодаря этому как минимум хуже не сделают. А с другой… Вот, к примеру, решит Верховный суд, что разнокалиберные (отличающиеся вдвое) суммы штрафов за неправильную парковку в столицах и на остальной территории России — это неправильно, и что? Депутаты пошлют подальше решение ВС и не станут соответствующим образом менять КоАП? Мол, «мы в домике — у нас мораторий»? А ведь именно такое дело, кстати говоря, находится сейчас на рассмотрении в высшей судебной инстанции страны.

Со знаком плюс

Но существует и иная перспектива. Есть в здании на Охотном Ряду группа депутатов, раскачивающих лодку самопровозглашенной лысаковской «монополии» на 12-ю главу КоАП. Не без целей самопиара, разумеется, но коль «пользы дела для» — почему бы и нет?

В отличие от большинства прочих «партийных меньшинств» Госдумы, фракция ЛДПР и раньше пыталась как-то изменить законодательство в сторону улучшения положения автомобилистов страны. И в 2014-м намеревается продолжить шебуршиться на эту тему. Вот краткий список законодательных инициатив, которые, по словам депутата от ЛДПР Ярослава Нилова, предполагается проталкивать в Госдуме в наступившем году:

1. Добиться равного размера штрафов за неправильную стоянку и парковку на территории всех субъектов Российской Федерации. Без двойного тарифа для Москвы и Санкт-Петербурга.

2. Ввести разрешение поворота направо на красный сигнал светофора на всей территории РФ.

3. Отменить санкцию в виде года лишения водительского удостоверения за повторный выезд на встречную полосу.

4. Освободить от ответственности водителей (лишение «прав») в случае оставления места ДТП при взаимном отсутствии у них претензий друг к другу.

5. Установить повышенный штраф для автомобилей-эвакуаторов в случае нарушения ими самими правил стоянки и парковки.

6. Запретить эвакуацию на штрафстоянку как фактически дополнительное наказание нарушителей правил парковки.

7. Разрешить в ночное время водителям всех транспортных средств двигаться по полосам, выделенным для движения общественного транспорта.

8. Освободить от ответственности за управление транспортным средством без номерного знака.

9. Сделать пересдачу экзамена по ПДД положенной лишь в случае, если человека лишили «прав» исключительно «за пьянку». А не после любого нарушения, за которое современная редакция КоАП предполагает лишение водительского удостоверения.

Печаль данной ситуации в том, что рассмотрение каждого из этих предложений может быть возможным лишь при одном условии: если доминирующее в Госдуме партийное большинство не решит-таки устроить себе описанный выше «мораторий»…

Хуже, но лучше

И все-таки нельзя исключать возможность, что в результате подковерных политических игрищ за дележку денег-постов-влияния, «Единая Россия» дозволит другим партиям ужесточить КоАП РФ «по мелочи». И тогда в Кодексе появятся новые наказания за агрессивную езду и за то, что водители тихоходных автомобилей препятствуют обгону следующим за ними транспортными средствам. И хотя введение ответственности за эти прегрешения — скорее благо, но КоАП они все же ужесточат.

Однако, кроме административных, для водителей за ряд правонарушений предусмотрены и разнообразные уголовные наказания. И вот здесь ни о моратории на их ужесточение, ни тем более о послаблениях речи не идет. Наоборот. Уже в весеннюю сессию наверняка будут приняты поправки в УК РФ, согласно которым водители, пойманные в пьяном виде, уже не отделаются штрафами и лишением «прав», а прямиком направятся на нары. Но с учетом возвращения в нашу жизнь понятия предельно допустимого содержания уровня алкоголя в крови рулевого (грубо говоря — те самые 0,3 промилле), и эта законодательная новация имеет знак плюс, если не брать в расчет блестящее умение коррумпированных придорожных полицейских «разводить» автовладельцев на пустом месте.

…И что мы имеем в сухом остатке? Да вполне себе позитивную картину — в худшем случае законодатель не обременит нашу автомобильную жизнь новыми карами, а в лучшем даже сделает ее легче и проще.