30776

В Крым на машине: чем заняться на полуострове кроме пляжного отдыха

Открываем Россию с Land Rover
С наступлением лета россияне начинают активно штурмовать черноморское побережье. И присоединенный Крым еще в прошлом году стал одним из самых популярных направлений для автотуристов. А уж в этом, после закрытия таких всероссийских здравниц как Турция и Египет, желающих отдохнуть в Крыму станет еще больше. Поэтому накануне массовых отпусков портал «АвтоВзгляд» совершил большое путешествие по южному берегу полуострова на полноприводных Land Rover Discovery Sport, проложив тропу для любителей не только поваляться на пляже, но и осмотреть местные достопримечательности.
Поделиться
Изображение В Крым на машине: чем заняться на полуострове кроме пляжного отдыха

Ведь Крым – это не только Ялта, Судак или Гурзуф. Летом самые известные крымские города настолько переполнены туристами, что в них образуются пробки покруче московских, а цены взлетают в разы. Местные жители, кроме задействованных в инфраструктуре курортов, стараются убежать подальше от туристической суеты. Более того, если вы приехали в Крым на своем автомобиле, то вам будет весьма занимательно покататься по окрестностям, а если ваш автомобиль, к тому же, еще и обладает полным приводом, в таком случае вы вообще король! Потому что можете съехать с асфальта и увидеть такие места, куда никогда не доберутся простые туристы.

Пока что на полуострове действует лишь один полноценный гражданский аэропорт — в Симферополе. Второй, в Бельбеке, что возле Севастополя, еще реконструируется. Так что у тех, кто путешествует самолетом, выбор только один. А дальше – прокат авто, что вряд ли будет бюджетно в пик сезона. Зато на персональном транспорте можно в прямом и переносном смысле покорить горы, а также, поля, луга, леса и побережье. Но начать следует, несомненно, с дважды города-героя Севастополя. Сами севастопольцы очень гордятся своей историей и охотно делятся ею с приезжими. Они называют свой город городом памятников — их здесь аж 2073 штуки.

Начать следует, конечно же, с посещения Малахова кургана, там, кстати, растет единственное уцелевшее во время еще первой обороны Севастополя миндальное дерево. Затем посетить стоящий неподалеку Владимирский собор с усыпальницей великих адмиралов. Ну а дальше ни один уважающий себя гость города не пропустит панораму «Оборона Севастополя», треть которой погибла при пожаре и была заново нарисована советскими художниками. Кстати, фотографировать внутри панорамы категорически запрещено. Впрочем, если поставить мобильник в бесшумный режим и отключить вспышку... О городе-герое Севастополе можно говорить бесконечно, но мы отправились дальше. Нас ждала таинственная и загадочная Балаклава, которая, кстати говоря, с недавнего времени является частью Севастополя, ибо город этот — федеральное образование, даже номерные знаки у автомобилей здесь свои. А вообще, разнообразию региональных цифр на госномерах в Крыму может позавидовать любой регион России. Но больше всего московских «777». Как только Крым вошел в состав России, у него еще не было своего кода и крымчанам выдавали столичную серию. Так что подавляющее большинство автомобилей ездят здесь с «московским» учетом и наша экспедиция Land Rover ничуть не выделялась на их фоне.

 

Таинственная Балаклава

Неподалеку от некогда полностью засекреченной Балаклавы находится таинственный «Объект 100» – некогда одна из самых засекреченных военных структур СССР, лишь недавно рассекреченных, где до некоторого времени базировались ракетные войска стратегического назначения. Путь по заросшей дороге преграждает сурового вида шлагбаум, запертый на замок, и строгие предупреждающие таблички. Огромные бетонные сооружения, уходящие в толщу скал, простираются на сотни метров глубоко под землей. Сюда до сих пор невозможно попасть простому смертному, но для Land Rover нет ничего невозможного. Таинственные заброшенные шахты, в которых размещались стратегические ракеты, ныне заброшены, но нам удалось прорваться к чреву обороны страны.

Длинные бетонные коридоры тянуться сквозь горы на сотни метров и когда идешь по ним с фонариком, становится немного не по себе. В мертвой тишине не покидает ощущение, что кто-то все время находится рядом...

Зачем многочисленные туристы едут в Балаклаву? Правильно, чтобы посмотреть на музей подводных лодок, точнее, на ремонтные доки для них. Исполинских размеров сооружение, которое строили 10 лет, было засекречено даже для местных жителей. Это – рембаза подводного Черноморского флота, куда дали доступ простым смертным лишь совсем недавно.

Не менее интересен и музей истории Балаклавы – маленькое, но весьма колоритное помещение в самом сердце города. Здесь собрана коллекция предметов, картин и прочей утвари от всех армий, которые пытались завоевать полуостров с давних времен. Что интересно, музей содержат несколько бизнесменов, которые занимаются этим исключительно ради «любви к искусству» и на собственные деньги покупают различные артефакты на международных аукционах. Хотя многие вещи дарят горожане или гости, неравнодушные к истории. Входной билет стоит всего 200 рублей.

 

Заповедное бездорожье

Отдав дань боевому прошлому великой страны, мы пустились во все тяжкие, съехав с традиционных туристических маршрутов, благо что под нами не просто внедорожники, а подготовленные Land Rover Discovery Sport на «злой» грязевой резине и все в защите. Наш очередной маршрут пролегал через крымские заповедники вдоль южной оконечности полуострова от Балаклавы до Ялты. По обычной асфальтовой дороге этот маршрут занимает около 40 минут, мы же с боями прорывались весь день.

Вообще-то, движение автотранспорта по заповедным территориям строго ограничено, но наша экспедиция получила все разрешения, а в лесничестве даже выдали ключи от шлагбаумов. Быть в Крыму и не побывать на Ай-Петринской яйле, самом высоком горном массиве полуострова – форменное преступление. С километровой высоты открываются фантастические виды, а облака проплывают под тобой. Здесь нет туристов, лишь изредка можно встретить экстремалов-альпинистов или дельтапланеристов, так непросто сюда добраться. А вот спуск с другой стороны занял оставшиеся полдня. Жесточайшее бездорожье, сравнимое по сложности с некогда знаменитым рейдом Camel Trophy, исполинские камни, плотные стены деревьев и кустарников по сторонам, глубокие промоины... Нормальному человеку даже на крутом внедорожнике и в голову не придет сюда забраться. Но боевые Land Rover справились с задачей на отлично, хотя и пришлось пожертвовать сияющим лаком и краской, а также лишиться пары покрышек.

 

Мангуп-кале и виноградники

Этот день мы запомним навсегда. После сложнейшего подъема по пыльной белоснежной известковой дороге, где можно проехать только на внедорожнике или квадроцикле (местные предприимчивые мужички возят туристов на уазиках-кабриолетах), экспедиция Land Rover оказалась в пещерном городе Мангуп-кале.

Под развалинами древней цитадели прямо в известняковом плато вырублены многочисленные пещеры, некоторые имеют по пять и даже больше уровней. Это – священное место, хотя в наши дни Мангуп стал местом притяжения хиппи и разного рода неформалов. Сюда приходят пешком, преодолевая трудный подъем, молятся, читают мантры и медитируют. Считается хорошим тоном устроить на вершине Мангупа пикничок. Вид с вершины открывается такой, что дух захватывает – немного напоминает Гранд-каньон, только покрытый зеленью.

Придя немного в себя от обрушившейся на нас неземной красоты, наша дружная команда отправилась на частные виноградники известного сомелье Павла Швеца, где нас посвятили в таинство производства вина, а потом, как водится, пригласили на дегустацию.

...Конечно же, за пять дней мы не успели объехать весь полуостров. Что ж, в следующий раз проложим маршрут по восточной оконечности Крыма, где наверняка есть еще немало таинственных и загадочных мест.