57897

Ford Focus катится в яму

Спрос на некогда популярные модели продолжает неуклонно снижаться
В понедельник Комитет автопроизводителей АЕБ опубликовал последний в этом календарном году отчет о продажах на российском авторынке. И некоторых «героев вчерашних дней» он явно не порадовал.
Поделиться
Изображение Ford Focus катится в яму

Надо сказать, что все авто, о которых пойдет речь ниже, по-прежнему входят в Топ-25 самых популярных моделей на российском авторынке, но по сравнению с результатами одиннадцати месяцев прошлого года они потеряли от 10 до 40% покупателей. А кое-кто и побольше. Иными словами, падали они быстрее, чем рынок в целом. Кстати, с января по ноябрь этого года в России скупили чуть больше 2,5 миллионов новых авто. Годом ранее их было почти 2,7 миллиона, но учитывая, что в 2013-м за месяц дилеры продают около 200 тысяч машин, о трех миллионах в итоговом отчете мы можем и не мечтать.

Формально этот список можно было увеличить еще на несколько позиций, но включать в «антирейтинг» Kalina, Priora и Samara довольно смешно. Последнюю, к примеру, недавно окончательно сняли с производства, а первая пережила смену поколений... Ждет своего часа и «главная машина Северного Кавказа».

Кроме Lada в полупозиции, кстати, оказалась и Octavia, которую с нынешнего лета постепенно меняют на новую. Вот неудачи, постигшие Focus, Logan и Cruze, вполне можно считать провалами. Как, к слову, и ситуацию с Nexia. Теоретически ее должен сменить Chevrolet Cobalt, но он до топовых позиций так и не добрался, Daewoo же при этом не только стремительно вывалилась из десятки, но сегодня вовсе занимает последнюю сточку в списке 25 лучших.

Ford Focus – 6 место, минус 28%

Некогда Ford Focus прочно удерживал звание самой главной российской иномарки, однако от спада, связанного с переходом от второй к третьей генерации, он так и не оправился. Подкузьмили ему и корейцы, со своими Kia Rio и Solaris, добил же экс-лидера Duster, постепенно подбирающийся к третьей строчке.

Впрочем, есть в том немала вина и самого производителя. Во-первых, они без боя сдали позиции седанам В+, о чем было заявлено еще на европейской презентации модели. Во-вторых, в «Ford» слишком долго принимали решение по поводу выпуска дешевых базовых модификаций, тогда как ценник на средние исполнения заметно подрос. В-третьих же, компания явно что-то упустила в продвижении бренда, чрезмерно полагаясь на клиентскую лояльность. В итоге – 59 522 проданных экземпляра (в прошлом году – 82 388 машины при положительной динамике), шестое место и наступающий на пятки Largus.

Chevrolet Cruze – 10 место, минус 14%

Марка «Chevrolet» – наверное, главный неудачник этого сезона. По медиапространству поползли слухи, будто она вообще уйдет из Европы... России, очевидно, это не коснется, однако, если дела у бренда станут развиваться по текущему сценарию, некоторые коррективы в корпоративную политику будут внесены и у нас.

Что касается Cruze, то два, и даже год назад он выглядел вполне себе крепким игроком. Достаточно сказать, что по итогам 11 месяцев прошлого года он показал результат в 57 999 машин при росте продаж в 71%. Теперь же модель едва перевалила за 50 тысяч, и не исключено, что уже в декабре ее обгонит отстающая на каких-то 700 машин Lada 4x4.

Chevrolet Niva – 12 место, минус 13%

Niva – еще один явно падающий продукт от «Chevrolet» – 43 064 продажи вместо 49 214 в 2012-м. Возможно, на результат повлияла информация о грядущей смене поколений, однако в октябре «Шнива» теряла клиентов не менее активно.

Забавно здесь и то, что на фоне этого снижения показатели у ее основных конкурентов только растут: Duster свой месячный «доход» увеличил на очередные 12%, а итоговый – на 86%, Lada 4x4 – выросла в ноябре на 47%, так что от летнего «отката» остался какой-то процент, который, наверняка, будет «съеден» еще до конца года. У Chevrolet при этом подобные перспективы даже теоретически не проглядывают.

Renault Logan – 13 место, минус 15%

Если «Chevrolet» – главный неудачник по «общекомандным» параметрам, то Logan – аналогичным образом отметился в личном зачете. Понятно, что этим лоукостом все давно «наелись» и теперь либо ждут появления второго поколения седана, либо переключились на другие, более дизайнерские авто, однако в условиях кризиса низкий ценник всегда оставался той подушкой безопасности, которая вытягивала Renault из ямы. Но теперь, очевидно, не работает даже она.

В ноябре спрос на машину упал на очередные 15%. Мало того, по итогам 11 месяцев Renault не дотянул даже до 50-тысячной отметки. С другой стороны, это было легко спрогнозировать – сначала от «логановского» куска откусили уже не раз упомянутые тут Rio и Solaris, а потом еще и Duster, из-за которого, собственно говоря, седан окончательно выпал из Топ-10.

Renault Sandero – 14 место, минус 11%

Теоретически, если сложить результаты Sandero и Logan (как это делают в KIA и Hyundai), семейство поднимется на третью позицию, и по популярности уступит только Lada Granta и Solaris, однако, французы предпочитают позиционировать эти машины отдельно друг от друга.

Таким образом, на фоне результатов, которые демонстрирует Logan, снижение спроса на Sandero на так уж и критично – 39 842 продажи против 44 528-ми годом ранее. Но в то же время, в ноябре 2012-го спрос на модель уже начал активно снижаться. В чем опять же стоит винить соплатформенный Duster, который тогда одномоментно «отгрыз» у хэтчбека (а кассу ему во многом делала псевдовнедорожная модификация Stepway), аж 28%.

Opel Astra – 16 место, минус 23%

Astra – хороший автомобиль, но в отличие от предшественницы, с которой связаны главные успехи марки на российском авторынке, увы, довольно дорогой. По сути, тут история аналогична истории Focus – самый нижний ценовой сегмент был сдан практически без боя, а следующий заполнен прежней генерацией. Задумка, кстати, была неплохой, однако, то, что в свое время сработало с Octavia, в этот раз сработать уже не могло, ибо в С-классе покупатель давно привык к хорошему и новому, чего Astra Family дать не в состоянии.

В общем, современное положение у семейства не важное – минус 23%, что означает потерю 11 тысяч клиентов. Месячный показатель при этом составляет 3,2 тысячи экземпляров, на том же уровне, к примеру, сегодня торгуется новый RAV4, который, видимо, к концу года Astra все-таки обгонит.

Toyota Corolla – 24 место, минус 12%

С Toyota Corolla ситуация не совсем типичная. Год назад продажи модели падали из-за того, что она готовилась к смене поколений, и поставки машин в нашу страну, по сути, сворачивались. Очевидно, что японцы рассчитывали на новинку, но она стартовала не очень активно.

Ноябрьский показатель Corolla положительный (плюс 60%), однако это стало возможным лишь потому, что год назад за месяц Toyota потеряла 26%. Итоговый же результат далеко не такой радужный – минус 12% (27 347 машин против 30 928 годом ранее).

Daewoo Nexia – 25 место, минус 46%

История Daewoo Nexia, похоже, завершается. Во-первых, она морально устарела еще в начале «нулевых», и продажи держались лишь за счет привлекательного ценника. Во-вторых, на рынок уже вышла новая Almera, а весной появится еще и Datsun. И это не считая появления Cobalt и постепенного сворачивания производства, к которому приступили еще в 2012-м.

Иными словами ловить этому седану в России больше нечего. Два года назад она стабильно пребывала в Топ-10, год назад – в Топ-15, теперь же замыкает Топ-25. В ноябре 2013-го дилеры не продали и 1800 автомобилей.