544469

Как и по каким принципам работают камеры фиксации нарушений ПДД

Дорожных камер – десяток видов, и работают они по разным принципам
Камерам автоматической фиксации нарушений ПДД отдают все больше полномочий – они уже следят не только за скоростью и движением по автобусным полосам, но и за выездом на обочину и реверсивную полосу, пересечением стоп-линии и неправильной парковкой. Камер – десяток видов, и работают они по разным принципам.
Поделиться
Изображение Как и по каким принципам работают камеры фиксации нарушений ПДД

Теми нарушениями, фиксацию которых уже передали в ведение камер, список их возможностей не ограничивается. Дело за правовым решением этого вопроса, а технически камеры способны фиксировать намного больше. Полный перечень возможностей комплексов выглядит так:

– нарушение скоростного режима

– проезд перекрестка на красный сигнал

– выезд за стоп-линию

– проезд железнодорожного переезда на запрещающий сигнал светофора

– проезд под запрещающий знак

– проезд по велосипедным дорожкам и тротуарам

– проезд по обочине

– проезд по встречной полосе движения

– непредоставление преимущества пешеходу на пешеходном переходе

– проезд по полосе для общественного транспорта

– непристегнутый ремень безопасности передних пассажиров

– использование телефона за рулем без устройства hands-free

– выключенный ближний свет или дневные ходовые огни

– проезд грузовых ТС в местах, запрещенных для этого

– перестроение через сплошную линию разметки

– контроль платной парковки

– нарушение правил остановки и стоянки

– выявление брошенных автомобилей

– выявление угнанных автомобилей

Если подобные нарушения есть в списке возможностей камеры, значит, скорее всего, они рано или поздно будут реализованы и с юридической точки зрения. Также камеры способны распознавать до 300 типов регистрационных знаков, включая устаревшие СССР, а значит, с наказанием нарушителей на автомобилях с литовскими или молдавскими номерами, о которых было много популистских разговоров, – тоже исключительно правовой вопрос, а не технический.

Первые камеры появились в Европе еще в 60-е годы – и цивилизованные автомобилисты начали ломать установленные вдоль дорог комплексы, из-за чего камеры стали прятать в антивандальные кожухи.

Бездушная камера – отличное антикоррупционное решение. Правда, водители в большинстве своем все равно недовольны и считают себя обиженным, когда камера фотографирует их нарушение. Также многие автовладельцы считают, что раз не получили протокол на руки «тепленьким» после составления инспектором на месте нарушения, то оплачивать штрафы по пришедшей по почте квитанции необязательно. Только вот с долгом по штрафам свыше 10 000 рублей есть шанс не улететь в отпуск, «споткнувшись» на паспортном контроле.

Есть и другая сторона повсеместного распространения камер – они приводят к сокращению патрулей ГИБДД на дорогах. А это зачастую означает, что пьяные водители могут считать себя безнаказанными, а нарушители на автомобилях с нечитаемыми или заклеенными номерными знаками – свободно превышать скорость и ездить по автобусной полосе.

Тем не менее, по данным производителей комплексов автоматической фиксации, окупаемость камер в Москве и Московской области составляет три месяца, в других регионах России – пять-шесть месяцев. С целью экономии власти ставят на некоторых участках муляжи, стоимость которого составляет вместе с монтажом около 100 000 рублей – это все равно в разы дешевле, чем настоящая, а по эффективности мало уступает: даже зная места установки муляжей (их публикуют в открытом доступе), водители все равно притормаживают перед ними.

Многие водители под камерой сбрасывают скорость чуть ли не ниже разрешенной, хотя камеры не фиксируют превышение скорости меньше чем на 20 км/ч, к тому же за это нарушение штраф в настоящей редакции ПДД не предусмотрен.

Современные камеры делятся на радарные, фотофиксации и лазерные. Радарные камеры – самые «уязвимые» для нарушителей, так как их работа регистрируется радар-детекторами, точнее сигнал, который посылает локатор. Они нуждаются в инфракрасной подсветке номеров в ночное время, которая в случае поломки сделает их бесполезными. Также у этих комплексов довольно высока погрешность – точность фиксации составляет менее 70%: из-за плохой видимости, например.

В зависимости от марки производителя, радарные комплексы могут фиксировать превышение скорости, проезд на красный сигнал светофора, выезд на встречку или автобусную полосу и пересечение сплошной, и контролировать от одной до четырех полос при движении транспортного средства в пределах 150-250 км/ч. Самая «лютая» радар-камера – «Стрелка», так как ее не может уловить практически ни один радар-детектор.

По такому же принципу работают лазерные камеры, только на большее расстояние, а измеряемая скорость ограничена 350 км/ч. Правда, в плохую погоду они становятся практически бесполезны.

В отличие от радарных камер, которые сначала фиксируют перемещение нарушителя локатором, а затем делают фотографию, камера фотофиксации обрабатывает фотографии. По времени, за которое машина (точнее – ее государственный регистрационный знак) проехала «простреливаемый» участок, или местоположению автомобиля относительно разметки и знаков, комплекс определяет наличие нарушения. Фотокамеры могут «стрелять» не только в приближающийся автомобиль, но и в удаляющийся, то есть если водитель нажал на газ после проезда камеры.

Погрешность измерений у фотокамер составляет 5%. И в отличие от радара, комплекс фотофиксации не может присвоить измеренную скорость другому автомобилю, так как первым же кадром «запоминает» номера. И «засечь» ее с помощью радар-детектора нельзя. Максимальная измеряемая скорость ТС может достигать 255 км/ч.

Многие стационарные камеры отмечены на навигационных картах в приложения на смартфонах и даже в штатных системах ряда автомобилей.

При контролировании перекрестка или железнодорожного переезда, комплекс получает от светофора данные – при горящем более 2 секунд красном сигнале любой автомобиль, выехавший на перекресток, считается нарушителем.

Одна из самых распространенных камер фотофиксации – комплекс «Автоураган». Из-за его умения распознавать знаки, комплекс лег в основу системы «ПаркРайт», который отслеживает неправильную парковку. Особенно актуальным этот «наблюдатель» стал с внедрением платной парковки в центре Москвы.

Это не стационарный, а мобильный комплекс, который устанавливается в салоне автомобиля или автобуса – последние получили название «паркон». В темное время суток прибору помогает ИК-прожектор. Предварительно в комплекс заносится информация об участках дороги, где запрещена остановка и стоянка: водитель при подъезде к зоне должен нажать кнопку «Запись зоны контроля», а при выезде – остановить запись. Затем комплекс будет автоматически включать запись и собирать информацию об автомобилях в зоне контроля. Если при повторном проезде обнаружены автомобили с теми же знаками по тем же координатам, камера фиксирует их как нарушителей.

В СМИ уже появлялась информация о том, что камеры фиксировали нарушителей не единожды, присылая по пять-десять штрафов на автомобиль, весь день простоявший в запрещенном (или неоплаченном) месте, однако производитель отвергает такую возможность. Также якобы были случаи, когда парконы фиксировали как нарушителей автомобили, стоящие в пробке.