38523

Что нужно знать, отправляясь в самую южную точку США на авто

Ки-Уест: автобан в океане
Вряд ли кто оспорит: США – великая автомобильная держава, основоположник массового автопроизводства и автомобилизма. Не теряет Америка своих позиций в этом амплуа и сейчас, в начале XXI века, хотя Европа и Япония «висят на хвосте», да и Китай уже уперся в «задний бампер». Увы, россияне лишь в хвостовой группе этой «гонки за лидером».
Изображение Что нужно знать, отправляясь в самую южную точку США на авто

Тем интересней было проехать 500 миль по апрельским дорогам субтропического штата Флорида с надеждой разобраться с тем, что оказалось непривычным для российского водителя. Не забывая о достопримечательностях, попадавшихся по пути…

Полуостров Флорида весной, в сухой сезон, когда нет дождей – любимое место отдыха янки, в особенности пенсионеров, живущих в северо-восточных штатах: тепло, солнечно, сухо, пальмы, с кустов и деревьев бугенвиллий струятся водопады красных-фиолетовых цветов. Правда, воды Атлантики и Мексиканского залива, окружающие полуостров, еще прохладны, купающихся мало, да и знаменитейшая морская рыбалка не открылась и тысячи разнокалиберных белых катеров застыли у причалов марин – не сезон, однако. Тем не менее, улицы-скверы-парки, бары-рестораны, театры, разнообразные музейно-выставочные точки, приморские пляжи-променады как в знаменитом Майами, так и в прочих городках, расположенных вдоль побережья, заполнены с утра до поздней ночи отдыхающими и туристами-краткосрочниками, а на дорогах изобилие авто с номерами других штатов. Не исключение и самый южный в США городок Ки-Уест, куда мы и отправились на автомобиле.

МОРСКАЯ АВТОДОРОГА

Он стоит на одноименном островке, соединенным с Флоридой уникальной 170-километровой трассой, проложенной прямо «по морю» – по дамбам, 37 островкам и 42 мостовым переходам, один из которых длиной в 11 км – особая достопримечательность штата.

Красота, скажу вам, удивительная, завораживающая, захватывающая. Дороге более 70 лет, но она все так же лихо скачет с островка на островок, с дамбы на дамбу, с моста на мост вдоль оставшихся свайных мостовых переходов легендарной морской... железной дороги, уже давно ставшей «музейным экспонатом» национальной значения. О ней стоит рассказать отдельно.

 

ОКЕАНСКИЙ Ж/Д ЭКСПРЕСС

Ки-Уест – тропический «городок с ноготок» (4,4х3,2 км), затерявшийся в морском просторе, но со своим норовом и типичной «американской историей». В 1889 году он был самым богатым городом США. А «растолстел» на производстве сигар (кубинский табак ведь рядом, всего в 90 милях через Флоридский пролив), на портовых таможенных сборах, на добыче морских губок (мылась ими вся Америка), переработке мяса морских черепах (промысел которых был позже запрещен), промышленным разведении кур и… мародерстве торговых судов, во множестве терпевших крушение на коралловых рифах, окружающих остров. Дела шли настолько хорошо, что миллионер и нефтяной магнат Генри Флаглер построил в 1912 году на свои деньги «морскую железную дорогу» от Флориды до Ки-Уест. В шторм волны захлестывали поезд, рискованно двигавшийся по упоминавшимся выше мостам и дамбам, переброшенным с острова на остров архипелага Флорида-Киз. В 1935 ураган разрушил дорогу, восстанавливать ее никто не решился, да и город к этому времени стал банкротом. С тех пор, до постройки шоссе в 1939 году, сюда можно было добраться только на паромах.

НА МАШИНЕ, КАК НА КАТЕРЕ

Автомобильная дорога, заменившая железную, узкая, по бокам ограничена высоким бетонным бордюром, в две полосы, которые в США уже наших на 80 см. Скорость ограничена 70 км/ч, но во многих местах она «однопутная», так что езда неспешная, из конца в конец – три-четыре часа, но зато позволяет погрузиться в созерцание морских пейзажей, маленьких островков, где среди пальм уютно притаились коттеджи и рыбацкие хижины. Короче, едешь словно не в авто, а на катере, летящим метрах в 15-и над морской синью. Особенно впечатляет тот самый 11-километровой отрезок: въехав на него, не видишь впереди ни конца, ни противоположного берега, словно движешься прямехонько в открытый безграничный океан, к солнцу, в таинственную бирюзовую вечность воды и неба…

 

ПРЕЗИДЕНТЫ...

Между тем, Ки-Уест известен сегодня не только как самая южная точка США, где можно получить модный солоноватый солнечно-морской загар, половить рыбку и вообще хорошо расслабиться. Это уже культурно-исторический меиориал. Здесь бывали и президенты США Трумен (построивший действующую по ныне официальную резиденцию «Малый Белый дом»), Эйзенхауер и Кеннеди. (Кстати, по «труменской» части Малого Белого дома водят бесплатные экскурсии, красноречивый служитель-гид чуть ли ни с пеной у рта доложит вам, почему Трумен – лучший американский президент: он санкционировал атомную бомбардировку Японии, он инициатор «холодной войны» с СССР, он дал добро на ввод американских войск на Корейский полуостров).

 

...И ПИСАТЕЛИ

Помимо длинноногих коксовых и прочих пальм, множества пеликанов, в полете из-за коротких хвостов похожих на птеродактилей, бродящих по улицам кур («священных», как коровы в Индии!) здесь обитают и особенные шести- и семипалые кошки: первого такого котенка по кличке «Снежок» получил в подарок от приятеля-капитана великий Эрнест Хемингуэй. В 1931 году писатель купил тут дом в староиспанском стиле с большим участком (с 1964 года – частный музей национального значения), в котором прожил до 1940 года, а потом не раз посещал (в последний раз – в год своей смерти в 1961-м). По его плану был вырыт и обустроен 20-метровый бассейн – первый и единственный в городе в течение многих лет, наполнявшийся морской водой. В окружении океана, второй жены Полин, двух детей, трех десятков оригинальных кошек и бара по соседству «Sloppy Joe’s» («У разгильдяя Джо»), старина Хэм и написал свои великолепные «Прощай оружие», «Снега Килиманджаро», «По ком звенит колокол», «Иметь и не иметь», «Зеленые холмы Африки», «Смерть после полудня».

НУЛЕВОЙ КИЛОМЕТР АМЕРИКИ

В старой части городка, вдоль которых глаз отмечает множество деревянных домов – отремонтированных и не очень, но явных островных престарелых сторожилов, порой повторяющих «архитектуру» салунов, известных по ковбойским фильмам. Улицы, по-американски разделяющие Ки-Уест на кварталы, узки, по ним едва пробиваются экскурсионные автобусы и автопоезда с вагончиками, словно сбежавшие из Дисней-ленда, но зато по ним не спеша «рассекают» пенсионеры в ковбойских шляпах на новейших, сияющих лаком «мустангах», «камаро» и «чарджерах».

На одной из улочек натыкаешься на дорожные знаки «Нулевая миля», «Конец дороги» и «Федеральная трасса №1». Именно здесь, «пробежав» свои 3825 км от самой канадской границы, она и заканчивается. Или вот другой памятный знак, возведенный на повороте приморской улицы, у самой кромки океанского пляжа: полосатая бетонная копия морского навигационного буя в два человеческих роста – он обозначил самую южную точку США. Хотя это неправда: истинная географическая южнейшая точка страны расположена примерно в километре от сюда. Тем не менее, толпы туристов, желающих «отметиться», клубятся здесь с утра и до ночи. Но вернемся к делам дорожным...

 

ДТП В ОТКРЫТОМ МОРЕ

В день моего отъезда местная газета сообщила об очередном ДТП на морской автотрассе. В автомобиле, в котором ехала пожилая супружеская пара, при обгоне врезался молодой мужчина, афро-американец. Его большой кроссовер буквально вмял машину пенсионеров в бетонный бордюр. Хорошо еще, что их автомобиль не опрокинулся в море. Оба попали в реанимацию. Водила кроссовера, как оказалось, был пьян. А проблема пьянства за рулем в США не менее актуальна, чем в России.

ПИТЬ ЗА РУЛЕМ – МОЖНО...

В 2013 году (доступной более поздней статистки нет) из 32 719 погибших в ДТП на американских дорогах, 10 076 – по вине пьяных «рулевых». В России в 2014 году при примерно том же числе «дорожных» смертей, по вине пьяных погибло 3256 человек. Правда, при населении США в 300 млн., там приходится 900 авто на 1000 человек, у нас – всего 300. Показательно.

Впрочем, ситуация с питием за баранкой за океаном противоречива. С одной стороны, в большинстве штатов лояльная по отношению к выпивохам допустимая норма алкоголя в крови – 0,8 промилле (лишь в нескольких – 0,3 или 0).

 

...НО ОСТОРОЖНО

С другой, достаточно суровые меры наказания за пьяную езду: попался в первый раз, но содержание алкоголя в крови не превысила норму в двое – лишение «прав» на срок от 90 до 180 дней и штраф в $500, а вот если выпил больше или попал в ДТП – получи электронную отметку в водительском удостоверении и в идентификационной карточке (это вместо паспорта) и тебя до конца дней не возьмут на работу в госучреждение или крупную компанию, на службу в армию. Поймали во второй раз (без ДТП!) – посиди в тюрьме (до четырех лет), а в третий раз – прокурор потребует срок в 5-7 лет. А в штате Огайо за ДТП со смертельным исходом нетрезвому водителю грозит смертная казнь.

В некоторых штатах водителя наказывает даже за то, что в салоне нашлась нераскупоренная бутылка пива или другого алкоголя. Среди воспитательных мер для «автовыпивох» – пожизненное лишение водительских «корочек», огромные штрафы, большие тюремные сроки, принудительные общественные работы и учеба на антиалкогольных курсах, конфискация авто, установка в автомобиле гаджета-контроллера, в который надо «дыхнуть» и только в случае «нулевого выдоха» он позволит завести двигатель (и так поле каждой остановки авто), и много еще чего.

АНОНИМНЫЕ АВТОТЕСТЫ НА АЛКОГОЛЬ

Однако, эти достаточно суровые миры все же не дают нужного эффекта. Поэтому сейчас американские законодатели и общественные организации склоняются к необходимости снизить допустимый уровень алкоголя в крови водилы по меньшей мере до 0,5 промилле и на государственно-частном принципе обязать производителей оснащать все новые авто электронными контроллерами «выдоха».

Между тем, Национальная администрация по безопасности дорожного движения (NHTSA) в 2013-2014 годах провела очередной, пятый по счету за последние 40 лет национальный по размаху опрос водителей, согласившихся сообщить конфиденциальные сведения и подвергнуться тестам – с гарантией, что они при этом не понесут наказания.

Тесты, проводившиеся ночью в выходные дни показали, что почти у 8% водителей в крови содержался алкоголь, а у 1,5% – от допустимых 0,8 промилле или больше. Этот результат показывает, что, начиная с первого опроса 1972 году, число водителей, проверка которых на содержание алкоголя в организме была положительной, сократилось более, чем на три четверти, а по сравнению с 2007 годом – почти на треть.

 

$14 МЛН. ПРОТИВ АВТОПЬЯНИЦ

С другой стороны, по результатам опроса авторитетнейшей Американской автомобильной ассоциации (ААА) число американцев, считающих употребление алкоголя за рулем опасным снизилось с 90% в 2009 году до 69% в 2012-м. При этом из 10 000 смертей, вызваных чрезмерным употреблением алкоголя, 31% приходятся на «пьяные ДТП». 39% всех ДТП – по вине нетрезвых водил. Каждый третий американец из десяти попадал в ДТП будучи нетрезвым. Понятно, почему власти США ведут сейчас масштабную компанию по борьбе с пьянством за рулем – на нее выделено $14 млн.

…За две недели, проведенных на американских дорогах, лично меня остановили лишь однажды – глубокой ночью на федеральной трассе федеральные же дорожные полицейские (самые в США крутые) – на предмет «дыхнуть в трубку» и выдержать их излюбленный тест – пройтись по разделительный полосе и тыкнуть с закрытыми глазами пальцем в кончик своего носа. А по пятницам и субботам подвижные наркологические посты дорожной полиции караулят подвыпившего обывателя при выезде с пляжей, мест отдыха и пикников, и просто на трассах. Так что будете в Ки-Уесте – за руль даже после кружки пива лучше не садитесь...