5674

Впервые на Кавказе? Расскажем, что обязательно стоит посмотреть

Плюсы и минусы отдыха в горах
Идея путешествия по республикам Кавказского хребта, как и у многих, возникла спонтанно. Крым — опасно и очень долго. Побережье от Анапы до Абхазии — переполнено. Куда ехать? Естественно, в горы! Тем более, что в отличие от моря они не такие жаркие и не так быстро надоедают, особенно когда не сидишь на одном месте, а перемещаешься от одной республики Северного Кавказа к другой. Ну что ж, поехали! Заодно и узнаем, готовы ли горы к массовому притоку туристов.
Поделиться
Изображение Впервые на Кавказе? Расскажем, что обязательно стоит посмотреть

От популярного трека «Здравствуй море…», под который сейчас не снимает видео с большой водой только ленивый, уже изрядно подташнивает. Соцсети переполнены однотипным контентом о том, как все соскучились по переполненным пляжам, грязи и ротавирусной инфекции. Нам такой вариант не подходит. Забрав из пресс-парка Geely Atlas Pro, мы решили навострить лыжи туда, где летом малолюдно, и неимоверно красиво — к ледникам, водопадам, горным рекам, глубоким каньонам и высоченным скалам — на Кавказ.

Atlas Pro, несмотря на вполне рядовые для кроссовера размеры, на поверку оказался вместительным. Скарб путешествующей семьи из четырех человек, за исключением доски для сапбординга, в основном поместился в багажник. А то, что нужно достать в дороге оперативно, мы разместили по салону — еда, фото- и видеотехника, гаджеты и зарядки.

Кстати, с последними у этого кроссовера проблем нет — два USB расположены в передней части салона, два — для пассажиров галерки и есть еще беспроводная площадка для зарядки телефонов, а так же 12-вольтовая розетка. В общем, батареи для коптера были всегда на полном заряде, равно как и наши телефоны, фонари, рации и т. д.

Хутор Гуамка, поезд, Гуамское ущелье

Первая точка интереса, с которой я рекомендую начать знакомиться с Кавказом, расположена в Апшеронском районе Краснодарского края в хуторе Гуамка. От столицы нашей Родины это, примерно, полторы тысячи километров. И их, уверяю, стоит преодолеть. Мы рассчитали свой маршрут таким образом, чтобы приехать в конечную точку первого дня в районе трех-четырех часов дня.

Почему именно так? Дело в том, что хутор является воротами в живописное ущелье, по которому до сих пор ходит по узкоколейке поезд. Да, недалеко, всего пару километров вверх по ущелью вдоль реки. Но детям такой аттракцион очень заходит. Да и нам понравилось.

И советую не торопиться возвращаться с последним рейсом назад в Гуамку. Доехать можно в один конец, а затем пройтись по ущелью до живописного моста с интересной военной историей, расположенного на слиянии двух рек (можно и дальше) — сюда вас поезд не довезет.

И затем, вернуться пешком в хутор. Боятся не стоит. Идти нужно вдоль рельсов — не потеряетесь. А с наступлением темноты вдоль путей включают освещение. В общем, весьма интересная получится разминка перед тем, как начать открывать Кавказ по-настоящему. И кстати: пройтись пешком по Гуамскому ущелью возможно только после того, как поезд встанет на ночную стоянку.

А что же Geely Atlas Pro? Всего три цилиндра, пусть и надутых турбиной, мягкий гибрид, позволяющий медленно ехать на электротяге и подбодряющий моторчик с низов, когда это необходимо — кажется, ждать веселья от него неоткуда. Но нет, двигатель весьма живенько реагирует на нажатие педали газа, и охотно стартует с места или ускоряется, когда ситуация требует быстрого обгона.

Но больше всего порадовал расход — 7,8 л, и это не только по трассе, но и на серпантинах. Хотя, чем больше виражей и подъемов, аппетит все же рос, но не сильно — на полтора-два литра на сто километров пути. Впрочем, когда вокруг такая красота, разве можно считаться с расходами?

«Орлиная полка»

Где-то на полпути между Гуамкой и Мезмаем расположилась одна из красивейших туристических точек, которые обязательно стоит посетить — «Орлиная полка». Место настолько красивое, насколько и опасное. Эпизодически здесь гибнут люди. Но не природа в этом виновата, и не звери, которые тут тоже встречаются, а пренебрежение техникой безопасности и желание сделать селфи поэффектней.

Чтобы попасть на полку, необходимо надеть удобную обувь. Во-первых, вам придется преодолеть два с лишним километра вверх по склону, а затем столько же на обратном пути, благо уже вниз. Во-вторых, сланцы, шлепанцы, кроксы и прочая недообувь повышают шансы на травмирование. Впрочем, если вы хотите закончить свой отпуск досрочно, то к этой рекомендации можете не прислушиваться…

С Орлиной полки открываются потрясающие виды на долину, в которой расположен хутор Гуамка. Отсюда видно и его, и Гуамское ущелье, и еще много чего. Ну и посоревноваться в эффектности фотографий тут тоже есть где. Главное, не перебарщивать с бахвальством и смелостью.

Подниматься сюда лучше всего до восхода солнца. Так у вас будет шанс посидеть на полке в тишине, наделать массу крутых фото и, возможно, покормить семейку енотов, которые нет-нет, да и появляются здесь в поиске халявки.

В этом свете хочется рассказать немного и о системах безопасности Geely Atlas Pro. Нет, не о многочисленных подушках, ABS или ESP, которые здесь, естественно, присутствуют. А о системах, облегчающих жизнь водителя, и, конечно же, охраняющих ее.

К примеру, в дороге на длинных перегонах я вовсю использовал адаптивный круиз контроль. При включении электроника цепляется за впереди идущую машину и, ориентируясь на ее скоростные показатели, поддерживает тот же скоростной режим. Впереди тормозят — Atlas Pro так же тормозит. Ускоряются — «прошка» тоже наваливается на газ, чтобы сохранить заданное расстояние.

Ко всему прочему при работе адаптивного круиз-контроля в дело вступает и электронный ассистент, следящий за тем, чтобы машина ехала в полосе движение. Аккуратно подруливает, если видит, что траектория движения смещается. И напоминает, что не мешало бы водителю держаться за руль. У расположенного на голову выше Land Rover такая же система работает топорно и пугающе резко. А у Geely — все деликатно.

Архыз

Если хотите в августе застать июнь, то стоит заглянуть в Архыз — погода здесь нестабильна. Днем может и пригревать, и дождить. А вечером температура падает на пару десятков градусов ниже — приходится даже утеплятся. Зато в лесу полно земляники, луга покрыты густой зеленью, а горные пейзажи скрашивают ледники.

Искать ночлег рекомендую на Софийской поляне или ближе к Белому водопаду, расположенному на одноименной речке. Если у вас внедорожник, то до него можно доехать самостоятельно. Маршрут пролегает по каменистой местности и по руслу одноименной речки.

Тут же есть множество пеших, конных и прочих маршрутов, исследование которых займет не один день. В общем, если никуда не торопитесь, то стоит провести тут недельку. Нам же, увы, нужно было ехать дальше. Тем более, что местная обсерватория из-за облачности и занятости сотрудников отменила запланированную экскурсию.

Обсерватория «Шаджатмаз»

Звездного счастья мы решили поискать в Кабардино-Балкарии. По пути к водопаду Джилы-Су, что у подножия величественного Эльбруса, на плато Шаджатмаз так же есть обсерватория с одноименным названием. И стоит признать, это одна из очень даже приспособленных к самовыживанию точек на Кавказе, где можно познакомиться с космосом.

К вечеру тучи разошлись, открыв большой кусок чистого звездного неба. В наш домик постучал астроном и сообщил, что экскурсии — быть, стоимость — 400 ₽ с человека. Радости детей не было предела. На экскурсии мы близко увидели Сатурн с его многочисленными кольцами, гигантский Юпитер, различные звездные скопления и часть нашей с вами галактики и, конечно же, Луну. В общем, это действительно было круто и стоило потраченных денег.

А как здорово попить свежезаваренный кофе с видом на Эльбрус! Если, конечно, погода не ветренная, и позволяет раскочегарить примус. Кстати, при сильном ветре у нашего Atlas Pro обнаружились огрехи аэродинамики. Боковой ветер и собственная скорость кроссовера создавали в боковых зеркалах заднего вида завихрения, которые сопровождались весьма громким, басовитым звуком. Впервые слышал подобное.

Поскольку и водопад Джилы-Су, и Долину Нарзанов, и еще множество других туристических локаций Кабарды мы уже видели, то не стали долго задерживаться, а взяли курс на Северную Осетию.

Стоит признать, это одна из красивейших, уютных и гостеприимных республик на Кавказе. Ее посещение рекомендую начать с «Чертового моста». С виду невзрачный, в стороне от дороги, он переброшен через сумасшедшей глубины ущелье, по дну которого течет бурная река. Впрочем, это лишь затравочка или, если угодно, некий пробничек того, что вас ожидает в этой республике.

Фото avtovzglyad.ru

Уютен и салон нашего кроссовера. Кресла комфортные, что спереди, что сзади. Галерка имеет пологие спинки и широкое межкресельное пространство, что позволяет путешествовать здесь с комфортом не только детям, но и взрослым. Впрочем, не без «Но».

Так, например, у нашей семьи у каждого есть термокружки — все они одной фирмы-производителя, и имеют одинаковые размеры. Но те, кто занимался эргономикой салона Geely Atlas Pro, почему-то посчитали нужным сделать подстаканники в передней части салона разными по диаметру.

В итоге в один из них кружка вставала идеально, а в другой не лезла от слова совсем. Благо мест для хранения здесь предостаточно, в том числе в дверных картах. Да и кружка оснащена специальной крышкой, через которую не проливаются напитки — такую можно хоть вверх дном поставить.

Apple Car Play, Android Auto… Забудьте: все это вражеские протоколы. Китайцы создали свой. По нему так же можно подключить смартфон к мультимедийному комплексу, и отзеркалить на нем информацию с телефона. Минусов у этой системы несколько — при выведении данных со смартфона на экран нет возможности прослушивать радиостанции. Вопрос был решен отечественным музыкальным приложением.

С подключением телефона к комплексу управлять функциями, например, навигации, можно исключительно на смартфоне. Равно как и переключать треки. Для лучшего взаимодействия с телефоном было разработано приложение. Но полазив по нему, вы быстро поймете, что толку от него особо никакого. А те видео, что он предлагает к просмотру, на английском языке, и в основном про машины.

Отзеркалить, например, фильм с того же «Кинопоиска» сюда не получится. Сторонние же сайты позволяют это делать, но при плохом интернете работает все так себе. Выход — закачивать кино на телефон, и уже с него пытаться запустить на экран мультимедиа.

Фото avtovzglyad.ru

А мы приближаемся к старинному замку под названием «Фрегат». Чтобы добраться до него, желательно чтобы ваш автомобиль имел высокий дорожный просвет и полный привод. И то, и другое у Geely Atlas Pro в наличии. А так же весьма плотная на асфальте и энергоемкая на проселке подвеска — вот уж удивили товарищи китайцы. С такими возможностями на замену Pajero Sport, Isuzu Mu-X и прочим «проходимцам» вам впору строить свой, настоящий внедорожник. Уверен, и это вы сможете.

На закате замок «покрывается золотом». Будучи залитым мягким теплым светом, он становится естественной декорацией для фотосессии. И, что приятно, народу тут всегда мало. Поэтому и по замку полазить удастся, и сфотографироваться, и на качелях, установленных на горе чуть ниже, покататься без очереди тоже.

Вообще, Северную Осетию я бы не рекомендовал исследовать верхами. Уж больно высоки и живописны здесь горы, красивы маршруты, бурны реки, шумны водопады и яркая растительность, чтобы проехать все это за два дня, посмотрев лишь урывками. Лично я с удовольствием провел бы еще несколько дней в Национальном парке «Алания». Но, увы, планы-планы, поэтому прокатились до водопада «Три сестры», посмотрели ледники, побывали на живописнейшей смотровой площадке в селе Камунта, посетили город мертвых Даргавс, почтили память погибших в Кармадонском ущелье, и рванули далее в Ингушетию, Чечню и Дагестан. Впрочем, это уже другая история.

Готов ли Кавказ к приему массового туриста? Горы, реки, водопады — да, готовы. Люди, увы, нет. Внезапно обрушившееся на головы горцев туристическое счастья мгновенно вскружило им голову. И вместо того, чтобы предлагать сервис, чаще всего вам предлагают его отсутствие.

На жилье для семьи из четырех человек мы тратили в среднем 4—5 тысяч рублей в сутки. И это были не хоромы, а каморки, в которых никто тщательно не прибирается, белье выдают на руки с дальнейшим самообслуживанием и на завтраки никто не зовет — их попросту не предлагают.

В общем, есть над чем поработать. Но ехать однозначно надо. Ведь без спроса со стороны туристов не будет и более качественных предложений.