64142

ГИБДД требует новых полномочий. Коррупционноемких

Каких прав гаишники лишились в последнее время и какие новые возможности приобрели
Сотрудникам ГИБДД дали возможность проверять таможенные документы и вот-вот разрешат влиять на строительство дорог и следить за здоровьем водителей. При этом они лишились права сидеть в кустах, эвакуировать автомобили, проводить техосмотр и требовать доверенности.
Поделиться
Изображение ГИБДД требует новых полномочий. Коррупционноемких

Инспектор в фуражке и погонах и с полосатым жезлом в руке превращается из обычного человека во всесильного вершителя законов и судеб – так кажется многим, особенно неопытным, водителям. ГИБДД действительно, как Пауль, опутывает своими щупальцами многие сферы, из-за чего, как гласит молва, процветает коррупция. Мы выяснили, какие новые полномочия регулярно приобретают гаишники, каких, к собственному неудовольствию, лишаются, а каких – требуют.
 

Что просят
 

 

Права строителей
Буквально на днях ГИБДД предложила новый законопроект, который предполагает, что гаишники смогут инспектировать строительство дорог, останавливать его в случае обнаружения нарушений, изымать стройматериалы и возбуждать административные дела для наказания провинившихся строителей.

Новый административный регламент по надзору за безопасностью дорог в период их строительства разработан в связи с тем, что, согласно собственной статистике ГИБДД, треть всех аварий происходит из-за неудовлетворительного состояния дорог, в том числе несоблюдения требований безопасности при ремонте и реконструкции. Причем такая аварийность растет – по сравнению с 2013 годом за январь-июль на 5,7%.
Сторонники законопроекта утверждают, что лишний контроль за строителями не повредит. Новые права инспекторов ГИБДД позволят им следить за тем, чтобы во время ремонта на дороге действительно были должные освещение, разметка и ограждения. С другой стороны, у сотрудников ГИБДД может оказаться недостаточная квалификация для проверок строительных объектов, а дополнительные административные ревизии могут привести к удорожанию строительства и увеличению сроков.
 

Права рекламщиков
В мае ГИБДД разработала для инспекторов, ответственных за состояние дорог и организацию движения, новую инструкцию для отслеживания размещения рекламных конструкций. Проще говоря, гаишники из подразделения по надзору за ремонтом, строительством и эксплуатацией дорог могут получить возможность подавать в суд на владельцев рекламных баннеров, если последние, по мнению инспекторов, мешают движению и создают риск ДТП на этом участке. Причина знакомая: около трети всех аварий происходит из-за дорожных условий.
При обнаружении нарушений в установке рекламной конструкции ГИБДД может потребовать устранить недостатки или даже демонтировать баннер.
 

Права медиков
ГИБДД требует от Минздрава доступ к базе данных, по которой гаишники смогут контролировать здоровье водителей. В свою очередь, чиновники от медицины обещали организовать обмен информаций к концу текущего года.
Из-за отсутствия общей базы данных между двумя ведомствами права регулярно выдают людям с наркотической и алкогольной зависимостью и психически больным. Как отметили в Генпрокуратуре, за последние три года водительское удостоверение получили 50 000 человек, представляющие опасность для других участников дорожного движения.

Также планируется ужесточить требования к медицинской справке для кандидатов в водители. Прежде всего, под справки будут выдавать бланки с высокой степенью защиты, а после выдачи справки медучреждение в течение трех дней обязано будет передать информацию о результатах медосмотра в ГИБДД, которая в свою очередь будет регистрировать их в своей базе.

 

Права ФСБ
Из-за введения платной парковки в Москве, которая расширилась с трех улиц в историческом центре города уже до пределов Третьего транспортного кольца, многие водители стали закрывать номерные знаки, по которым фиксируется нарушение правил стоянки или неоплата парковки, бумажками и прочими подручными (и подножными) средствами. Ранее введенный штраф в размере 5000 рублей Мосгордума отменила как несоответствующий федеральному законодательству.

Однако идею разработать необходимый для борьбы с такими хитрецами законопроект Госдума не оставила. А ГИБДД в свою очередь заявляет, что вопрос может решить новое положение в ПДД, которое бы запрещало не только эксплуатацию машины с замаскированными госзнаками, но и возможность оставлять такой автомобиль на парковке.

Мэр Москвы Сергей Собянин в связи с этим отметил, что машины с закрытыми номерными знаками будут эвакуировать как представляющие потенциальную террористическую угрозу.
 

Права на колеса
Еще в конце апреля 2014 года Мосгордума совместно с ГИБДД поддержала законопроект, вводящий штраф в размере 2000 рублей за использование на автомобиле шин, не соответствующих сезону, то есть зимних шин летом, а летних – зимой, или покрышек, изношенных сверх допустимой нормы.
Это уже не первый подобный законопроект, однако все предыдущие инициативы были отклонены. Эксперты не видят перспектив и сейчас, прежде всего, необходим подробный регламент, по которому инспекторы смогут определять легитимность покрышек прямо на дороге.
 

Что дали

 


Права таможенников
С 12 августа инспекторы ГИБДД получили право требовать с водителей машин с иностранными номерами таможенные документы, то есть фактически получили полномочия сотрудников таможенной службы.
Эта инициатива прорабатывалась не один год. Отныне гаишники вправе требовать с водителей автомобилей, зарегистрированных в другом государстве, не только водительское удостоверение, свидетельство о регистрации ТС и страховой полис, но и документы о ввозе автомобиля на территорию РФ. Таким образом государство стремится взять под контроль владельцев машин с иностранными номерами, заставив их платить и налоги, и штрафы. За отсутствие необходимых документов, а также в том случае, если срок временного ввоза машины закончился или за рулем находится не тот человек, который ввез автомобиль в Россию, грозит штраф в размере от 1500 до 2500 рублей и возможная конфискация автомобиля.

Мера направлена, прежде всего, против трудовых мигрантов, злоупотребляющих нарушениями ПДД и неуплатой транспортного налога, а также граждан России, приобретающие такие машины, но в то же время осложняет жизнь законопослушным туристам, требуя с них целый комплект документов.
 

Права понятых
4 июля Госдума приняла в третьем чтении поправки к КоАП, касающиеся медицинского освидетельствования водителей на состояние алкогольного опьянения. Гаишники предложили не привлекать понятых, если процесс проверки водителя фиксируется на видеокамеру – с оговоркой: в труднодоступной местности, при отсутствии надлежащих средств сообщения, а также в ночное время. Госдума убрала эти уточнения: проверка без понятых возможна в любой ситуации, если инспектор ведет видеосъемку.

 

Права мусорщиков
С января 2015 года в Москве всерьез примутся за вывоз и утилизацию брошенных во дворах автомобилей – с непосредственным участием сотрудников ГИБДД.
Брошенные машины будут проверять по жалобам от жильцов дома или во время инспекций. Специальная комиссия, в которую будут входить представители управы, инженерной службы, а также инспекторы ГИБДД, чтобы определить судьбу автомобиля, должны будут выяснить, известен ли собственник машины, как долго она хранится во дворе (не менее 30 суток), укомплектованность автомобиля – наличие стекол, колес, элементов кузова, дверей, агрегатов и пр. Если владелец не будет найден, то через 30 дней автомобиль эвакуируется на спецстоянку. Через три месяца невостребованный автомобиль передается в собственность города Москвы, а затем утилизируется.
 

Что отняли


Скрытое патрулирование
В 2010 году было отменено одно из самых нецивилизованных и «ненависть разжигающих» полномочий сотрудников ГИБДД – прятаться в кустах. Те пункты, которые раньше были предложены инспекторам в рамках служебных рекомендаций, приобрели законный статус. Так, автомобили со специальной цветографической схемой отныне должны быть заметны участникам дорожного движения, чтобы у водителей была возможность предотвратить нарушение. По сути это лишило смысла практиковавшиеся ранее засады.
 

Техосмотр
Проведение техническое осмотра автомобилей всегда считалось одной из самых коррупционных процедур, доступных ГИБДД. В 2011 году контроль над техническим состоянием машин был передан страховым компаниям , а талоны о прохождении ТО отменили. В результате сократился список необходимых документов, снизились цены на саму процедуру. Согласно опросу, проведенному ВЦИОМ в начале 2014 года, большинство россиян считают, что реформа сделала техосмотр удобнее – 84%. Тем не менее, 44% респондентов отметили, что коррупции в ГИБДД после нововведения меньше не стало, а 63% считают, что неисправных машин на дорогах меньше не стало.
 

Доверенность
С ноября 2012 года сотрудники ГИБДД не могут требовать у водителей доверенность на управление автомобилем – только права, свидетельство о регистрации ТС и полис ОСАГО. Если за рулем находится не собственник автомобиля, то ему достаточно быть вписанным в страховку, а если полис без ограничения допущенных до управления лиц, то и это условие не обязательно.
Доверенности остались необходимыми при постановке или снятии машины с учета, для выдачи машины со штрафстоянки, при оформлении полиса ОСАГО и пр.
 

Эвакуация
В конце 2013 года в связи со стремительно расширяющимся экспериментом по платным парковкам Москва отняла часть полномочий у гаишников, в частности – эвакуацию автомобилей нарушителей правил остановки и стоянки, которая, к слову, стала платной, а значит и выгодной. Причем цена перемещения транспортных средств оказалась высока – от 3000 рублей, а в среднем – 5000-7000 рублей.
 

Съем номеров за тонировку и страховку
Согласно поправкам в КоАП, принятым в июле, сотрудники ГИБДД лишились права снимать номерные знаки с автомобиля с затонированными больше нормы передними стеклами или с просроченной страховкой. Послабления вызваны тем, что с октября 2013 года автовладелец может получить дубликаты регистрационных знаков без согласования с ГИБДД, поэтому эта мера пресечения признана бессмысленной.
 

Европротокол
Вряд ли гаишники расстроились, когда впервые зашла речь о возможности оформлять мелкие аварии без их участия. Однако пресловутый европротокол, который должен был бы облегчить жизнь и водителям, не желающим терять время в ожидании инспекторов, и самим гаишникам, никак не приживется в нашей стране, даже несмотря на реформу ОСАГО и увеличение лимита страховых выплат.

Очередная идея по введению европротокола инициирует создание дополнительного отряда сотрудников за счет города. С предложением организовать службу аварийных комиссаров для оформления мелких аварий выступил глава столичного управления МВД Анатолий Якунин.